Что не так в космической колонии из фильма «Элизиум»? — Naked Science
13.08.2013
Редакция Naked Science

Что не так в космической колонии из фильма «Элизиум»?

Бывший директор Международной космической станции Марк Уран рассказал о том, реалистична ли удивительная космическая колония в фильме «Элизиум». Как оказалось, самая большая проблема появилась там, где ее не ждали.   Космическое жилище в «Эилизуме» вращается вокруг центральной оси, которая, вероятно, создает достаточно центробежной силы в торе, чтобы предовратить мышечные и костные повреждения, которыми страдают астронавты...

original

Космическое жилище в «Эилизуме» вращается вокруг центральной оси, которая, вероятно, создает достаточно центробежной силы в торе, чтобы предовратить мышечные и костные повреждения, которыми страдают астронавты в невесомости. Это достаточно реалистично, да. Проблема, на самом деле, в экранировании радиации. Вот отрывок из сообщения NASA 1975 года, которое рекомендует покрыть внешний слой жилища тоннами минералов:

«После рассмотрения активных щитов с электромагнитной ловушкой, которая отклоняла бы или отталкивала падающие частицы, и пассивных щитов, которые просто абсорбируют частицы в толстом слое материи, исследовательская группа выбрала пассивный щит».

Сколько тонн? Таблица в докладе рекомендует девять мегатонн для одного тора (одного круга с одной дыркой), что приводит к новой проблеме: вращение такой массы (с целью создания искусственного притяжения) будет превышать прочность материалов, из которых состоит космическая станция. Следовательно, экран должен быть разделен со средой обитания и либо сам вращаться с меньшей угловой скоростью, либо вовсе не вращаться. Чтобы минимизировать требуемую массу, щит нужно будет строить так близко к трубе тора, как это возможно.

Это экранирование также может защитить космическую станцию от мелких кусков плавучего мусора. Для достижения лучших результатов, «Элизиум» должен вращаться намного выше искусственного пояса мусора Земли, который опоясывает планету (результат десятилетий космической работы спутников, ракет и прочего транспорта).

«Два или три раза в год мы получаем предупреждением — за 36-48 часов — что на пути МКС есть мусор, и нужно совершить маневр, чтобы обойти его», — говорит Уран. — «В будущем вам просто нужно будет выйти на более высокую орбиту, где мусора намного меньше».

«Элизиум» изображается в фильме как простой тор, и судя по всему, испытывает недостаток в щите, который будет блокировать мусор и радиацию. Все на станции будут страдать от последствий радиоактивного излучения постоянно. Может, поэтому каждому из них нужна медицинская койка в гостиной.