27.07.2020
26 693

Выяснилось, почему SARS-CoV-2 вызывает потерю обоняния

6.4

Потеря способности воспринимать запахи — один из самых известных симптомов Covid-19 — вызывается поражением вспомогательных клеток обонятельного эпителия.

©Dennis Wong

С тех пор как британские отоларингологи заметили, что развитие коронавирусной инфекции Covid-19 сопровождается потерей обоняния (аносмией), этот симптом стал считаться одним из важнейших для диагностики болезни на ранних этапах. Даже высокая температура у больных наблюдается куда реже, чем нарушенная способность воспринимать запахи. При этом восстановление происходит намного быстрее, чем при других вирусных инфекциях, поражающих обонятельные нейроны.

Теперь же гарвардские физиологи выяснили, как именно заражение SARS-CoV-2 вызывает аносмию; их статья опубликована в журнале Science Advances. Для этого команда профессора Института Блаватника Роберта Датты (Robert Datta) проанализировала гены, активные в клетках верхней части носовой полости, — прежде всего гены белков ACE2 и TMPRSS2, которые необходимы для связывания и проникновения коронавируса.

Оказалось, в нейронах эти гены не экспрессируются, зато они активны в других клетках обонятельного эпителия — опорных и базальных, которые играют вспомогательную роль. Опорные клетки «оплетают» рецепторные нейроны, давая им физическую и метаболическую поддержку. Базальные клетки служат стволовыми, обеспечивая восстановление эпителия после повреждений. В них ACE2 и TMPRSS2 производятся так же, как в клетках нижних дыхательных путей, которые служат главной мишенью для SARS-CoV-2.

Авторы также проанализировали экспрессию генов в клетках обонятельного центра мозга лабораторных мышей. В этих нейронах ACE2 тоже остается неактивным, хотя и производится в клетках связанных с ними сосудов. TMPRSS2 не экспрессировался ни в тех, ни в других.

Таким образом, картина аносмии при Covid-19 стала сравнительно ясной. Вирус оказался способен нарушать работу рецепторов, заражая вспомогательные клетки обонятельного эпителия. Ряд других неврологических симптомов, которые наблюдаются во время болезни, может быть связан с поражением не самих нейронов, а клеток, обеспечивающих их работу, — прежде всего клеток в стенках кровеносных сосудов.