18 января
3 842

Найдены гены, связанные с потерей обоняния при Covid-19

5.5

Характерная для коронавирусного заболевания потеря обоняния и вкуса может быть связана с работой белков, нейтрализующих пахучие вещества в слизи.

©Eric Allix Rogers, Flickr

Работа обонятельного эпителия зависит не только от рецепторов, но и от поддерживающих клеток. Именно их поражает коронавирус SARS-CoV-2, вызывая у многих заразившихся аносмию — потерю обоняния. Недавно ученым удалось сделать еще один шаг к глубокому пониманию этого процесса: исследователи из компании 23andMe идентифицировали гены, которые определяют развитие аносмии у заболевших Covid-19. Сообщение об этом опубликовано в журнале Nature Genetics.

23andMe — пожалуй, самая известная в мире компания, предлагающая услуги генетического анализа. Рассмотрение тысяч важных «точек» на ДНК — однонуклеотидных полиморфизмов — позволяет оценить предрасположенность к различным заболеваниям, а также лучше узнать свою семейную историю. Услугами 23andMe воспользовались несколько миллионов человек.

Накопленные анонимизированные данные и стали основой для новой работы, проведенной Адамом Отоном (Adam Auton) и его коллегами. Ученые рассмотрели ДНК почти 70 тысяч человек, заболевших Covid-19, включая 47 тысяч, у которых при этом развилась аносмия. Сравнение показало, что повышенный риск потери обоняния коррелирует с состоянием генов UGT2A1 и UGT2A2, расположенных на четвертой хромосоме.

Эти гены проявляют активность в поддерживающих клетках обонятельного эпителия, участвуя в выполнении одной из важных функций — метаболизме пахучих веществ. После того как такие молекулы вызывают нужную реакцию, их следует нейтрализовать, чтобы позволить рецепторам воспринимать новые вещества. Подобные превращения и катализируют ферменты, которые кодируют UGT2A1 и UGT2A2. По-видимому, некоторые варианты этих генов делают их более чувствительными к действию SARS-CoV-2.