20.12.2018
Редакция Naked Science

Вредное влияние марихуаны на подростковый мозг связали с мутацией

Мутация, связанная с психическими расстройствами, может стимулировать нарушение развития мозга у подростков, употребляющих марихуану.

brain0

Известно, что у некоторых активных потребителей марихуаны и других наркотиков, содержащих тетрагидроканнабинол (ТГК), начавших увлекаться ими еще с подросткового возраста, впоследствии могут развиваться серьезные нарушения когнитивной сферы — памяти, внимания и тому подобного. При этом у взрослых такого эффекта не обнаруживается, да и у подростков он отмечается далеко не всегда.

Чтобы выяснить, какие именно факторы повышают риск развития таких нарушений, Михаил Плетников и его коллеги из Медицинской школы Университета Джонса Хопкинса обратились к генетике. Их заинтересовала возможная роль в этом гена DISC1, мутации в котором связаны с самыми разными психическими заболеваниями — от шизофрении до депрессии и биполярного расстройства. В статье, опубликованной в журнале Biological Psychiatry, ученые рассказывают об экспериментах, поставленных над лабораторными мышами с мутантным геном DISC1.

Животным «подросткового» возраста (30 дней) инъецировали 8 мг/кг ТГК каждый день на протяжении трех недель, имитируя ежедневное употребление марихуаны. Затем ученые выдерживали трехнедельную паузу и проводили оценку когнитивных функций у подопытных и контрольных грызунов. «По сути, мы дали им “расслабиться” в подростковом возрасте, потом дали дозреть до молодости, как человеку — ближе к его 20-30 годам, когда могут начать проявляться когнитивные проблемы», — говорит Михаил Плетников.

В самом деле, мыши контрольной группы, невзирая на инъекции ТГК, продемонстрировали хорошую память и естественную любознательность в исследовании новых предметов. Память DISC1-негативных мышей оказалась куда хуже, причем ярче этот эффект проявлялся у самцов, что достаточно неожиданно, ведь у людей негативное влияние злоупотребления марихуаной в подростковом возрасте чаще проявляется среди женщин. Объяснить эту разницу еще предстоит.

Тем не менее ученым удалось показать, что нарушения у мышей происходят лишь при воздействии ТГК на астроциты, несущие мутантный ген DISC1. Обнаружилось, что под его влиянием в этих клетках, выполняющих в мозге вспомогательную функцию, включаются в работу более полусотни генов, задействованных в механизмах воспаления. И действительно: если DISC1-мутантным мышам за полчаса до инъекции ТГК ученые давали противовоспалительное средство, впоследствии когнитивных проблем у них не развивалось.