11.01.2023
Даниил Сухинов

Стволовые клетки абортированных плодов помогут в борьбе с рассеянным склерозом

5.1

Группа ученых и врачей из Италии провела первую фазу клинического испытания нового метода лечения прогрессирующего рассеянного склероза. Терапия с использованием стволовых клеток, полученных из абортированных плодов человека, показало эффективность в снижении скорости потери серого вещества мозга пациентов без каких-либо заметных побочных эффектов.

МРТ головного мозга с отмеченными цветными областями атрофии (синий) и роста (красный) серого вещества головного мозга через 2 года после трансплантации нейрональных стволовых клеток-предшественников у двух репрезентативных пациентов, получавших низкую дозу (а) и высокую дозу (б) стволовых клеток / © Genchi A. et al, Nature Medicine, 2023

Рассеянный склероз (также известный как множественный склероз) — хроническое нейродегенеративное аутоиммунное заболевание, которое, вопреки распространенному в разговорной речи понятию «склероз», никак не связано с нарушением памяти у людей пожилого возраста. Вместо этого у пациентов с диагностированным рассеянным склерозом может снижаться чувствительность и подвижность конечностей и других частей тела, возникать слабость, спазм, онемение мышц, снижение зрения либо слуха.

Заболевание развивается из-за множественного повреждения оболочки нейронов центральной нервной системы (ЦНС) собственными иммунными клетками человека. Впоследствии на месте особой миелиновой оболочки нейронов образуется рубцовая соединительная ткань, нарушающая или полностью блокирующая проведение нервного импульса. Симптомы заболевания будут напрямую зависеть от того, какая часть ЦНС пострадала — головной или спинной мозг, зрительный нерв либо мозжечок.

Для терапии симптомов заболевания исследователи разработали множество методов лечения, однако эффективного лекарства, направленного на борьбу с источником заболевания, все еще не существует. Новый подход к лечению рассеянного склероза предложили ученые из Италии. Результаты первой фазы клинического исследования изложены в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Суть нового метода заключается в том, что пациентам с диагностированным прогрессирующим рассеянным склерозом проводили трансплантацию нейрональных стволовых клеток-предшественников, которые ученые получили из 10-12-недельного абортированного человеческого плода (то есть плода, пожертвованного женщиной, решившейся на аборт). Клиническое испытание включало однократную инъекцию стволовых клеток в спинномозговой канал 12 пациентам. До инъекции у всех участников наблюдались тяжелые симптомы склероза без какой-либо альтернативной одобренной терапии.

Через три месяца после процедуры инъекции у пациентов взяли образец спинномозговой жидкости для измерения уровней нейропротекторных и противовоспалительных молекул, маркеров рассеянного склероза. Они оказались выше по сравнению с показателями до начала лечения, а значит, терапия явно пошла пациентам на пользу. Также, судя по результатам МРТ, положительный эффект наблюдался и спустя почти два года после трансплантации: люди, которым вводили наибольшую дозу стволовых клеток, меньше всего потеряли серого вещества.

Несмотря на положительный эффект лечения, исследователи отмечают, что их результаты лишь предварительные и получены на небольшой когорте пациентов. Испытуемые все еще будут находиться под наблюдением в ближайшие годы, чтобы проследить продолжительный эффект инъекции.