18.02.2020
София Жаботинская
58 795

Средиземноморская диета помогла «здоровому старению»

5.2

Один из наиболее полезных режимов питания оказался хорош с неожиданной стороны: выяснилось, что он способствует развитию кишечных бактерий, связанных с улучшением качества жизни пожилых людей.

Средиземноморская диета помогает людям и бактериям
Средиземноморская диета помогает людям и бактериям / © Comanche County Memorial Hospital

Ученые проверили влияние различных систем питания на состояние 612 пожилых людей в возрасте от 65 до 79 лет, живущих во Франции, Италии, Нидерландах, Польше и Великобритании. Состояние здоровья участников протестировали до начала эксперимента и сразу по окончании. Из них поначалу 28 человек были описаны как ослабленные, 151 — как находящиеся на грани ослабленного состояния и 433 — как достаточно здоровые. Их разделили на две группы, и в течение года одна группа (289 человек) питалась обычным, привычным ранее для них образом, а вторая (323 человека) — по адаптированной для пожилых средиземноморской диете.

Предыдущие исследования показывают, что одна из причин плохого состояния в пожилом возрасте связана с воспалительными процессами в кишечнике. Они развиваются на фоне общего снижения функций организма и нарушений баланса кишечных бактерий.

Ограничительная диета и недостаточное питание — частые спутники пожилых людей, особенно болеющих сопутствующими заболеваниями или находящихся на стационарном лечении — уменьшают разнообразие микробиома кишечника. Это, в свою очередь, позволяет бактериям, вызывающим воспаления, захватывать новые территории и ухудшает общее состояние человека, ускоряя возникновение слабости.

Средиземноморская диета считается одним из самых здоровых режимов питания на сегодня. Она предполагает богатое фруктами, овощами, орехами, бобовыми, оливковым маслом и рыбой питание, а также низкое содержание красного мяса и насыщенных жиров. Как предположили ученые, эта диета может помочь поддерживать микробиом кишечника, уменьшая развитие физической слабости и замедляя снижение когнитивных функций в пожилом возрасте. Статья об исследовании опубликована в журнале Gut.

Тестирование после года следования диете показало, что этот режим питания действительно повышает количество кишечных бактерий, связанных со «здоровым» старением, в то же время сокращая количество бактерий, вызывающих вредное воспаление. По сравнению с контрольной группой, у тех, кто питался по средиземноморскому типу диеты, зафиксировали предотвращение потери бактериального разнообразия и увеличение количества «хороших» бактерий.

Эти бактерии ранее достоверно связали с несколькими показателями пониженной слабости, такими как скорость ходьбы и сила захвата рук, улучшенными функциями мозга, например памятью, и с уменьшением производства потенциально вредных воспалительных химических веществ.

Выросло относительное количество бактерий, которые продуцируют полезные короткоцепочечные жирные кислоты, и стало меньше бактерий, участвующих в производстве определенных желчных кислот, перепроизводство которых связано с повышенным риском рака кишечника и резистентностью к инсулину, жировой болезни печени и повреждением клеток.

Бактерии, которые хорошо размножались в условиях средиземноморской диеты, ученые охарактеризовали как «ключевые» виды — критически важные для стабильной «кишечной экосистемы». При этом они эффективно вытесняли те микробы, которые связаны с показателями слабости.

Изменения были в значительной степени обусловлены повышением содержания пищевых волокон и связанных с ними витаминов и минералов, в частности C, B6, B9, меди, калия, железа, марганца и магния.

Результаты не зависели от факторов, влияющих на состав микробиома, таких как возраст или ИМТ человека. Кроме того, несмотря на некоторые различия между участниками на момент начала эксперимента, в зависимости от региона, из которого они были, реакция на средиземноморскую диету через 12 месяцев у всех была одинаковой и последовательной.

Невзирая на явную пользу средиземноморской диеты для пожилых людей, необходимо индивидуально подходить к назначению режима питания. Такой рацион может быть противопоказан или нуждаться в модификации при различных заболеваниях, в том числе аллергии или болезни органов пищеварения, а также при наличии проблем с пережевыванием пищи или глотанием. Кроме того, для более полного понимания взаимодействия микробиома, организма его «хозяина» и диеты нужно больше исследований.