20.10.2021
1 753

Созданы сперматозоиды из стволовых клеток приматов

5.1

Американские ученые утверждают, что их исследование может помочь в разработке лечения бесплодия у людей.

Созданы сперматозоиды из стволовых клеток приматов / ©Getty images / Автор: Caristania Fabricius

Считается, что с проблемой бесплодия сталкиваются около 15 процентов семейных пар. Примерно 20-30 процентов таких случаев связаны с неспособностью организма мужчины производить жизнеспособные сперматозоиды. Идея о выращивании половых клеток из собственного биоматериала — то, на что направлены взоры ученых для решения проблемы.

Несколько лет назад китайские исследователи продемонстрировали возможность получения таких сперматозоидов на мышах. Полноценные мужские клетки вырастили на основе эмбриональных стволовых: ими оплодотворили яйцеклетки мышей, а те после этого дали здоровое потомство. Но для людей все сложнее — процесс развития сперматозоидов происходит у нас дольше и сложнее.

На этот раз ученые из Национального исследовательского центра приматов Йеркса (США) впервые показали, что функциональные сперматозоиды можно вырастить с использованием эмбриональных стволовых клеток приматов. Результаты работы они опубликовали в журнале Fertility and Sterility Science.

Для получения незрелых сперматозоидов, которых называют круглыми сперматидами, авторы работы использовали эмбриональные стволовые клетки макак-резусов. Ученые показали, что они способны оплодотворить яйцеклетку обезьяны. По мнению исследователей, это первый шаг к переводу такой технологии для людей, поскольку, в отличие от мышей, репродуктивные механизмы макак-резусов схожи с человеческими.

Следующий этап исследований — имплантация получившихся эмбрионов суррогатной макаке. Так специалисты планируют проверить, могут ли зародыши от таких сперматид развиться в здоровое потомство. Этим намерены заняться в ближайшее время.