01.11.2023
Юлия Трепалина

Сокращение глубокого сна на 1% повысило риск деменции на 27%

4.3

Новое исследование показало, что у людей старше 60 лет даже минимальное снижение продолжительности глубокого сна чревато увеличением риска возрастного ухудшения когнитивных способностей — деменции.

© Pexels/SHVETS production / Автор: Godefridus Victorinus

Фаза медленного, или глубокого, сна обычно наступает сразу после засыпания и длится 70-90 минут. Это важная стадия цикла сна. Благодаря ей человек, просыпаясь утром, чувствует себя отдохнувшим. Во время этой фазы происходит восстановление организма, укрепляется иммунная система.

Из предыдущих исследований известно, что в медленном сне мозг выводит «отходы» своего метаболизма, в том числе токсичные белки, имеющие отношение к деменции. Тем не менее роль глубокого сна в развитии этого заболевания остается не до конца ясной. Проверить, как медленноволновой сон меняется с возрастом и влияет ли его сокращение на риск развития деменции, взялся коллектив специалистов из США, Канады и Австралии.

Ученые воспользовались данными Фремингемского исследования сердца (Framingham Heart Study) — многолетнего исследования среди жителей города Фремингем, штат Массачусетс. Для своей работы, результаты которой опубликовал журнал JAMA Neurology, авторы отобрали 346 участников. В рамках проекта они дважды проходили ночную полисомнографию — исследование сна с использованием специализированных компьютерных комплексов. В первый раз — в период с 1995 по 1998 год, повторно — с 1998 по 2001 год.

Средний возраст пациентов в выборке составил 69 лет, примерно половина из них — женщины. Дополнительным критерием при отборе стало отсутствие у участников деменции на момент второй ночной полисомнографии.

Анализ данных показал, что продолжительность глубокого сна уменьшилась за время между двумя обследованиями. Среднее изменение составило 1,5% в год. Таким образом, ученые подтвердили корреляцию между старением и сокращением фазы медленноволнового сна.

В последующие 17 лет наблюдений среди участников зарегистрировали 52 случая деменции. С поправкой на возраст, пол, генетические факторы, курение, использование снотворных, успокоительных препаратов и антидепрессантов каждый процент снижения продолжительности глубокого сна в год ассоциировался с повышением риска развития деменции на 27%.

Также ученые обнаружили, что сокращение медленного сна с возрастом ускорялось при наличии генетической предрасположенности к болезни Альцгеймера, о которой говорит мутация гена APOE ε4.

Открытия ученых важны, учитывая глобальную тенденция по старению населения и растущее число людей, страдающих деменцией. Результаты исследования наводят на мысль, что улучшение качества сна за счет продления его глубокой фазы может быть одним из способов профилактики этого заболевания.