Развитие астмы у детей связали с кормлением молочной смесью — Naked Science
Мария Кривоченко

Развитие астмы у детей связали с кормлением молочной смесью

3.4

Группа ученых наблюдала за тремя сотнями младенцев, чтобы выяснить, как часто у детей развивается астма и почему. Оказалось, риск заболеть значительно возрастает у малышей, которых кормили смесью на основе коровьего молока в течение первых дней жизни.

© Mac Mirabile

Исследование провела команда из Медицинской школы Университета Дзикей в Токио. Ученые поделили 312 младенцев на две группы: одну с рождения кормили грудным молоком, другую — смесью на основе коровьего молока с добавлением витаминов и аминокислот. Такого режима питания малыши придерживались пять месяцев.

В течение двух лет ученые наблюдали за их состоянием, отмечая все случаи астмы. За теми, у кого обнаружили заболевание, а также экзему, атопический дерматит и пищевые аллергии следили шесть лет. Результаты эксперимента опубликованы в журнале JAMA Network Open.

Тесты показали, что грудное вскармливание снижает риск развития астмы в возрасте до двух лет. Так, симптомы появились у 18% младенцев, питавшихся молочной смесью, а у тех, кого кормили материнским молоком, показатель составил 7,9%. Причем это наблюдалось среди и абсолютно здоровых детей, и тех, у кого нашли предрасположенность к атопии и астме (один из их родителей имел атопический дерматит, астму и пищевую аллергию).

Кроме того, ученые проверили, как продолжительность кормления ребенка грудным молоком влияет на развитие болезни. Они поделили первую группу детей на три части: одни переходили на смесь через несколько дней, другие — через 15 дней и более, а третьи оставались на грудном вскармливании все пять месяцев. Медики сравнили состояние испытуемых из трех подгрупп. Выяснилось, что частота развития астмы в них почти не меняется: на основе этого команда сделала вывод, что на здоровье ребенка существенно влияет кормление в первые три дня.

Исследователи отметили, что у их работы было несколько ограничений. Во-первых, длительное наблюдение вели только за теми детьми, у которых нашли астму, аллергию и атопию в первые два года жизни, хотя они могли появиться позже. Во-вторых, выборка оказалась небольшой, из-за чего результаты нужно подтвердить в более крупных исследованиях. В-третьих, все дети были японцами и родились в Токио в обеспеченных семьях, так что результаты могут отличаться не только в других странах, но и в других регионах Японии, особенно в сельской местности.

Тем не менее команда считает, что их выводы могут быть полезными и для исследователей, и для матерей, которые выбирают, чем кормить ребенка. Ученые подчеркнули, что грудное вскармливание в первые дни жизни малыша критически важно и снижает риск развития некоторых заболеваний. А смеси на основе коровьего молока, особенно поначалу, наоборот, повышают его.

Мария Кривоченко