Ограничение калорий замедлило биологическое старение, поначалу ускорив его
В новом исследовании команда американских и канадских ученых рассмотрела, как снижение калорийности пищи воздействует на теломеры человека — своего рода «защитные колпачки» на концах хромосом, предохраняющие их от повреждений и «склеивания» с другими хромосомами. Влияние оказалось не таким однозначным, как предполагалось.
Опыты на животных неоднократно показывали, что ограничение потребляемых калорий на 20-60% положительно сказывается на продолжительности жизни и биологии старения. В США проходит долгосрочный исследовательский проект CALERIE, в котором медики изучают, насколько результаты экспериментов с ограничением калорий у животных верны в отношении людей.
Среди участников CALERIE — здоровые мужчины и женщины без ожирения от 21 года до 50 лет с индексом массы тела от 22 до 27,9 единицы. В рамках оплачиваемого эксперимента калорийность их питания ограничивали на 25% в течение двух лет.
Предыдущие анализы состава крови, иммунологических и эпигенетических данных участников CALERIE подтвердили, что после двух лет такого режима питания процесс биологического старения у них замедлился. Новая работа, недавно вышедшая в журнале Aging Cell, — расширенное исследование, в котором авторы рассмотрели, как ограничение калорий подействовало на укорачивание теломер (с ними связывают биологический возраст и старение организма).
«Причин, по которым ограничение калорийности пищи может продлевать жизнь человека, множество, и эта тема еще не до конца изучена. Один из основных механизмов, обеспечивающих такой эффект, связан с метаболизмом клеток. В процессе потребления клеткой энергии образуются отходы, вызывающие окислительный стресс, способный повредить ДНК или как-то еще „сломать“ клетку. Когда же клетки человека потребляют меньше энергии из-за ограничения калорий, отходов жизнедеятельности становится меньше, и клетки разрушаются медленнее», — пояснил один из авторов исследования доктор Уэйлон Хастингс (Waylon Hastings) из Университета штата Пенсильвания.
Используя данные 175 участников CALERIE, полученные в начале эксперимента, через год после старта и в конце (по прошествии 24 месяцев), исследователи сопоставили длину их теломер. Примерно две трети испытуемых были из группы с ограничением калорий, а одна треть — из контрольной.

В итоге ученые установили, что на протяжении исследования теломеры укорачивались по-разному. В течение первого года, когда участники, ограниченные в калориях, теряли в весе, длина их теломер сокращалась быстрее, чем в контрольной группе. Это указывает на более активные процессы клеточного старения в организме. По прошествии 12 месяцев участники адаптировались к ограничениям в калорийности пищи, а их вес перестал падать. После этого на втором году эксперимента темпы потери теломер у них существенно замедлились по сравнению с контрольными испытуемыми.
В результате после 24 месяцев участники двух групп подошли к концу исследования примерно с одинаковыми результатами — длина их теломер статистически не различалась.
«Исследование показало, что влияние ограничения калорий на потерю теломер — сложный механизм. <…> Вопреки ожиданиям, потреблявшие меньше калорий люди вначале теряли теломеры быстрее. Процесс замедлился, когда их вес стабилизировался», — отметил другой соавтор работы профессор Идан Шалев (Idan Shalev).
По словам ученых, их результаты поднимают множество важных вопросов. В частности, как длина теломер менялась в дальнейшем? В рамках проекта запланирован сбор данных по итогам 10 лет наблюдений, и исследователи уже ждут их, чтобы проанализировать.
Несмотря на неоднозначные предварительные результаты, предыдущие научные работы на основе данных CALERIE говорят о пользе ограничения калорий для здоровья. В частности, это может помочь снизить уровень «плохого» холестерина, содержащего липопротеины низкой плотности (ЛПНП), и артериальное давление. Что касается влияния на теломеры, то двухлетнего эксперимента недостаточно для какого-то определенного вывода, заключили ученые.
Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.
МС-21-310 — импортозамещенная версия российского пассажирского самолета МС-21. Вскоре он появится на отечественных аэродромах, пообещали в «Ростехе». Также госкорпорация опубликовала видео, на котором можно увидеть процесс строительства этого авиалайнера.
Ученые из МФТИ и ФТИ им. А. Ф. Иоффе описали, как терагерцовое (ТГц) излучение может переводить ферми-поляроны — квазичастицы в атомарно тонких полупроводниках — между двумя разными состояниями. Расчеты выявили два механизма такого переключения и показали, что вблизи порога оно идет не так, как предсказывает упрощенная модель.
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
Эксперимент физиков из ЦЕРН позволил рассмотреть поведение глюонов внутри атомных ядер с беспрецедентной точностью. При сверхвысоких плотностях эти элементарные частицы переставали размножаться и начинали объединяться. Это помогло найти подтверждение теории «глюонного насыщения», а не принятого «ядерного затенения» для определенного диапазона сверхвысоких энергий.
Британские экологи выяснили, что большинство людей не догадываются о вреде солнцезащитных кремов для Мирового океана. Обзор научной литературы и локальный уличный опрос наглядно продемонстрировали разрыв между реальными экологическими угрозами и повседневными привычками покупателей.
Долгое время считалось, что до прихода европейцев тропические леса Амазонии были заселены сравнительно плохо. Однако выяснилось, что плотная растительность скрывает большинство следов древних обществ. С помощью воздушного лазерного сканирования ученые обнаружили сотни неизвестных земляных сооружений и предположили, что около двух тысяч лет назад население юго-западной части Амазонии могло достигать трех миллионов человек.
Американская компания Firebird официально запустила в городе Раздан крупный центр обработки данных и фабрику искусственного интеллекта. На сегодняшний день это самый масштабный технологический хаб подобного уровня в СНГ, а после завершения всех этапов строительства он войдет в пятерку самых мощных вычислительных кластеров в мире.
Очереди на заправках стали привычным явлением в России, а на фоне информационного вакуума от властей о конкретных показателях производства бензина в июне население вынуждено ориентироваться на слухи. Все это выглядит довольно странно, но есть нюанс: скорее всего, кризис уже начинает выдыхаться. Как именно мы это выяснили?
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Что-то в вашем комментарии показалось подозрительным, поэтому перед публикацией он пройдет модерацию.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии