Одной из причин развития болезни Альцгеймера назвали заболевание десен

Одной из причин развития болезни Альцгеймера назвали заболевание десен

В последние годы все больше научных исследований подтверждают тревожную гипотезу: болезнь Альцгеймера — не просто болезнь, а инфекция. Точные ее механизмы еще только пытаются выделить, но уже ясно, что распространение этого недуга выходит за рамки наших представлений.

dangers_on_a_train_3_1

Сотрудники Луисвиллского университета (штат Кентукки, США) утверждают, что обнаружили бактерию, которая стоит за болезнью Альцгеймера, и связали этот недуг с заболеванием десен. Результаты их исследования опубликованы в журнале Science Advances.

Группа исследователей под руководством микробиолога Яна Потемпы сообщила об обнаружении Porphyromonas gingivalis — возбудителя хронического периодонтита (заболевания десен) — в мозге умерших пациентов с болезнью Альцгеймера. Это не первый случай, когда два фактора оказались связаны между собой, но ученые пошли дальше. В отдельных экспериментах на мышах эта оральная инфекция приводила к колонизации мозга бактериями и увеличению вырабатывания бета-амилоида (Aβ) — «липких» белков, обычно ассоциируемых именно с Альцгеймером. Ученые подчеркивают, что какие-либо выводы делать пока рано, однако эта линия изучения болезни вызывает у них большое любопытство.

«Инфекционные агенты были вовлечены в развитие и прогрессирование болезни Альцгеймера и раньше, однако причинно-следственная связь до сих пор была неубедительна. Теперь у нас впервые есть доказательства связи внутриклеточного патогена P. gingivalis и патогенеза болезни Альцгеймера», — утверждают ученые в своей статье.

P. gingivalis (обозначены красным) среди нейронов в мозге пациента с болезнью Альцгеймера / © Cortexyme

Кроме того, исследователи определили токсические ферменты, называемые gingipains, секретируемые бактериями в мозге пациентов с болезнью Альцгеймера, обнаружив их даже в мозге умерших людей, которые никогда не имели этого диагноза.

Препарат, разработанный компанией COR388 и уже проходящий клинические испытания на пациентах с Альцгеймером, в экспериментах на мышах показал свою способность снизить бактериальную нагрузку от установленной инфекции мозга P. gingivalis, одновременно уменьшая производство бета-амилоида и нейровоспаления. Результаты этих тестов будут доступны в скором времени, а пока исследовательское сообщество проявляет лишь осторожный оптимизм.

«Препараты, нацеленные на токсичные белки бактерий, до сих пор были успешны только в тестах на мышах, но без новых методов лечения деменции за последние 15 лет важно изучить как можно больше вариантов борьбы с такими заболеваниями, как болезнь Альцгеймера», — утверждают исследователи.

Диета, богатая питательными веществами и антиоксидантами, способна предотвратить болезнь Альцгеймера или даже обратить ее вспять. Особый рацион нормализует внутриклеточный pH, что оказалось важно при лечении дегенеративных заболеваний.

Эксперименты с мышами показали, что наночастицы диоксида титана, содержащиеся в пищевой добавке Е171, могут вызывать нарушения в работе кишечной микрофлоры и приводить к воспалению.

В бляшках пациентов с болезнью Альцгеймера обнаружились «неканонические» белки, указывающие на существование новой формы деменции.