Новый подход к болезни Альцгеймера может вернуть память пациентам — Naked Science

Новый подход к болезни Альцгеймера может вернуть память пациентам

Известно, что болезнь Альцгеймера возникает в результате генетических и экологических факторов риска, которые в совокупности приводят к эпигенетическим изменениям, влияющим на экспрессию генов, однако, как именно это происходит, ученые пока не знают.

big_1411646419_1404254528_image

Сотрудники Университета Буффало обнаружили, что, сосредоточившись на изменениях генов, вызванных эпигенетикой, возможно обратить процесс снижения памяти у мышей с этим заболеванием. Результаты их работы опубликованы в журнале Brain.

«В своем исследовании мы не только определили эпигенетические факторы, которые способствуют потере памяти, но и нашли методы временно обратить их в животной модели с болезнью Альцгеймера», — утверждает старший автор работы Чжэнь Ян (Zhen Yan).

По словам Яна, эпигенетические изменения при этом заболевании происходят главным образом на более поздних стадиях, когда пациенты не могут сохранить недавно полученную информацию и демонстрируют наиболее резкое снижение когнитивных функций. Основной причиной этого процесса ученые считают потерю рецепторов глутамата, которые имеют решающее значение для кратковременной памяти. Исследователи обнаружили, что при болезни Альцгеймера субъединицы этих рецепторов подавляются, что негативно сказывается на когнитивных способностях. Помимо этого, выяснилось, что их утрата — результат эпигенетического процесса, известного как репрессивная модификация гистонов, которая повышается при этом заболевании.

«Эта аномальная гистоновая модификация, связанная с болезнью Альцгеймера, подавляет экспрессию генов, уменьшая рецепторы глутамата, что приводит к дефициту памяти. В своем исследовании мы показываем, как можно исправить эту когнитивную дисфункцию, направив эпигенетические ферменты для восстановления рецепторов глутамата», — объясняет ученый.

В ходе эксперимента животным с болезнью Альцгеймера трижды вводили препараты, необходимые для ингибирования того фермента, что отвечает за репрессивную модификацию гистонов. В результате исследователи с удивлением обнаружили, что показатели памяти распознавания, пространственной и рабочей памяти улучшились. Однако наблюдаемый эффект продлился всего неделю, поэтому будущие исследования будут сосредоточены на разработке соединений, которые проникают в мозг более эффективно и, таким образом, действуют дольше.

«В своей работе мы показали, что специфическая эпигенетическая регуляция экспрессии и функции рецептора глутамата действительно способствовали снижению когнитивных функций при болезни Альцгеймера, и теперь, зная это, мы приблизились к восстановлению некоторых когнитивных функций», — подытоживает ученый.