23.01.2019
Редакция Naked Science

Мультиспектральная камера взглянула на природу глазами птиц

Новая камера, имитирующая «четырехцветное» зрение птиц, показала, какой они видят густую и зеленую для нас лесную крону.

vision0

Зрение птиц тетрахроматично: вдобавок к трем пигментам, которые имеются и в наших глазах, они несут и опсин, чувствительный к ультрафиолетовой части спектра. «Ультрафиолетовое зрение доминирует в природе, — пишут ученые в статье, опубликованной в журнале Nature Communications, — однако мы до сих пор плохо понимаем его возможности и способности различения окружающего пространства».

Чтобы выяснить это, Синтия Тедор (Cynthia Tedore) и Дан-Эрик Нильсон (Dan-Eric Nilsson) из Лундского университета в Швеции сконструировали уникальную мультиспектральную видеокамеру, имитирующую зрение пернатых, и рассмотрели обычное лесное место их обитания. «То, что человеку кажется зеленым месивом, птицам предстает четко различимыми листьями, — говорит Нильсон. — Раньше никто об этом и не подозревал».

Слева — съемки обычной камерой в цвете и без. Справа — картинки, полученные камерой — имитатором зрения птиц: видно, что контрастность у них выше / ©Cynthia Tedore, Lund University

В самом деле, на полученных камерой изображениях видно, что «ультрафиолетовые оттенки» заметно светлее на верхней стороне листьев, а на нижней они дают почти черную окраску. Такое контрастное сочетание облегчает распознавание листьев, оценку их расположения и ориентацию в пространстве — это важнейшие задачи для жителей лесной кроны. «Мы обнаружили нечто, по-видимому, крайне важное для птиц, — добавляет Дан-Эрик Нильсон, — и мы продолжим работу, чтобы выяснить, какой предстает реальность для других животных».