Космос под ногами: спецпроект Naked Science о космонавтике и «трудной» нефти
Читать
06.12.2022
Александра Медведева

Лазерная терапия может решить проблемы с кратковременной памятью

4.9

Ученые показали, что безопасная и неинвазивная лазерная терапия может улучшить кратковременную память человека. Исследователи облучали правую префронтальную кору головного мозга участников эксперимента инфракрасным лазерным светом на протяжении нескольких минут и наблюдали улучшение их памяти на 25%.

Астроциты
Астроциты/ © Flickr

Ученые из Бирмингемского университета (Великобритания) и Пекинского университета (Китай) использовали транскраниальную фотобиомодуляцию для улучшения кратковременной памяти или рабочей памяти. Этот метод заключается в воздействии на мозг пациента инфракрасного лазерного излучения, которое легко проходит сквозь кости и ткани головы и не вызывает нежелательных побочных эффектов.

Таким образом авторы исследования облучали правую префронтальную кору участников эксперимента — считается, что эта область мозга крайне важна для рабочей памяти. Всего несколько минут такой терапии позволили значительно улучшить рабочую память испытуемых.

Предыдущие исследования показали, что лазерная стимуляция улучшает память мышей, а эксперименты на людях демонстрировали эффективность метода для ускорения реакции и повышения внимательности. Исследование, опубликованное в журнале Science Advances, стало первым, которое подтвердило связь между лазерной терапией и рабочей памятью у людей.

Эта терапия может оказаться актуальной для пациентов с такими расстройствами, как синдром дефицита внимания и гиперактивность, или другими состояниями, связанными с нарушением внимания. Простой метод не вызывает побочных эффектов.

В эксперименте участвовали 90 мужчин и женщин в возрасте от 18 до 25 лет, их распределили на две группы: одной облучали правую префронтальную кору, другой, контрольной группе — левую префронтальную кору. Ученые использовали инфракрасный лазерный свет с длиной волны 1064 нанометров. Через несколько минут участников просили вспомнить ориентацию и цвет набора геометрических элементов, которые им демонстрировали на экране компьютера.

Люди, получившие терапию, показали явное улучшение памяти по сравнению с контрольной группой. В среднем они вспоминали на 25% больше элементов. Анализ данных электроэнцефалографии (ЭЭГ) участников, которые записывали во время эксперимента, помог выявить изменения в активности мозга, также предсказывающие улучшения показателей рабочей памяти.

Пока ученые не могут точно сказать, как именно этот вид терапии влияет на память и насколько долго продлится эффект. Чтобы ответить на эти вопросы, они планируют дальнейшие исследования. По мнению авторов статьи, свет может стимулировать астроциты — вспомогательные клетки нервной ткани — и положительно влиять на их функцию.