08.11.2022

Cтартовали клинические испытания крови, полученной в лаборатории

4.7

В Великобритании начались первые в мире клинические испытания по переливанию крови, выращенной «в пробирке». В будущем такая технология позволит спасать людей, которым требуется кровь крайне редких и дефицитных групп.

Эритроцит, выращенный из стволовой клетки
Эритроцит, выращенный из стволовой клетки / ©NSHBT

Британские исследователи научились получать нужные количества крови любой, даже самой редкой группы, «выращивая» ее в лаборатории из стволовых клеток донора. На днях новая технология перешла к первой фазе клинических испытаний, чтобы медики смогли проследить за реакцией организма на первые, пока совсем небольшие дозы такой крови. Об этом сообщается в пресс-релизе Национальной службы здравоохранения (NHS) Великобритании.

На поверхности эритроцитов присутствует множество разных белков и углеводов. Их набор индивидуален и определяет группу крови человека. Широко известны антигены группы крови системы АВ0 и резус-фактора. Однако существуют десятки других, и ученые то и дело открывают новые. Различия в них встречаются намного реже, но иногда при переливании крови больным приходится учитывать и эти варианты. В таких случаях медики сталкиваются с серьезным дефицитом донорской крови нужной группы.

©NHS

Ученые из Кембриджского, Бристольского и других британских университетов разработали новый метод, который обещает решить эту проблему. Для этого требуется найти подходящего донора и забрать у него дозу крови. С помощью системы магнитов из нее отфильтровывают стволовые клетки — предшественницы эритроцитов. Эти клетки стимулируют к делению, росту и дифференциации во взрослые красные кровяные тельца. Наконец, из них отбирают клетки, достигшие полной зрелости и готовые к переливанию.

Ученые уже испытали такую кровь на двух добровольцах и не обнаружили никаких опасных эффектов. В среднем из первоначальной дозы в 470 миллилитров крови удается выделить порядка 500 тысяч стволовых клеток. Из них получают около 50 миллионов эритроцитов, чтобы в итоге отобрать примерно 15 миллионов. Полученная в лаборатории кровь стоит намного дороже обычной донорской. Однако она может оказаться бесценной для спасения жизни пациентов с редкими группами.

Теперь новая технология перешла к первой фазе клинических испытаний. В экспериментах будут участвовать не менее десяти взрослых здоровых добровольцев. Они получат две минимальные (по пять-десять миллилитров) дозы, разнесенные по времени более чем на четыре месяца (120 дней) — таков нормальный срок жизни эритроцитов. Первая доза обычной донорской крови позволит получить контрольные оценки перед внесением второй, «лабораторной».

Кроме того, обе дозы предварительно модифицируют, поместив на поверхности эритроцитов дополнительные радиоактивные метки. Это позволит ученым проследить за их судьбой и сроком существования в организмах добровольцев. Недаром испытания так и названы — RESTORE, «Восстановление и выживаемость красных кровяных клеток, полученных из стволовых» (Recovery and survival of stem cell originated red cells). Результаты этих опытов мы узнаем уже в следующем году.