09.12.2020
5 311

Универсальная вакцина против гриппа прошла первую фазу клинических испытаний

5.7

Медики сообщили об успешном начале клинических испытаний универсальной противогриппозной вакцины, созданной на основе химерных белков.

©quapan, Flickr / Автор: Regulus Tremerus

Вирусы гриппа отличаются очень быстрой изменчивостью даже на фоне других «сезонных» вирусов. Каждый год мир охватывает новая волна, вызываемая новым штаммом, на который не реагирует иммунитет, подготовленный предыдущей вакцинацией. И снова приходится разрабатывать новую вакцину, надеясь, что вирус будет не слишком опасен для тех, кому она не достанется. Попытки создать универсальный препарат, успешно защищающий от вирусов гриппа разных штаммов, остаются безуспешными, несмотря на десятилетия усилий.

Лишь теперь мы, похоже, приближаемся к цели: большая международная команда ученых во главе с Флорианом Краммером (Florian Krammer), профессором Школы медицины при клинике Маунт-Синай в Нью-Йорке, представила весьма обнадеживающие результаты первой фазы клинических испытаний такого препарата. Об этом они пишут в статье, опубликованной в журнале Nature Medicine.

Стоит сказать, что обычно вакцина против гриппа содержит фрагменты гемагглютининов (HA) — белковых молекул, которые покрывают оболочку вируса, словно шипы или грибы. «Шляпка» HA позволяет вирусу взаимодействовать с поверхностью клетки и проникать внутрь. Поэтому в целом ее структура остается достаточно стабильной, и иммунитет, выработанный в ответ на появление HA, работает эффективно. Однако некоторые участки молекулы демонстрируют высокую изменчивость, что и делает вакцины бесполезными против новых появляющихся штаммов.

Но у молекул HA есть еще и «ножка», которой они крепятся к поверхности вируса. Этот участок практически не меняется, и известно, что люди, выработавшие антитела к нему, демонстрируют устойчивость к широкому спектру штаммов вируса гриппа. На нее направлено и действие универсальной вакцины, над которой работают Краммер и его команда. Их консорциум — далеко не единственный, занятый этой задачей, — но он стал первым, кто смог представить первые результаты клинических испытаний.

Вакцина представляет собой коктейль химерных молекул гемагглютинина, одна часть которых вызывает нужную реакцию иммунитета, а вторая позволяет появляться антителам к «ножке» НА. Ограниченная первая фаза ее испытаний проходила в клинике Маунт-Синай. Различные варианты вакцины, содержащие химерные НА, получали около 50 добровольцев. Их иммунный ответ затем сравнивали с 15 людьми из группы плацебо. Авторы отмечают, что укол «вызывал исключительно высокий титр антител» и не приводил к серьезным побочным эффектам.

Вместе с тем пока не известно, насколько эти антитела в действительности защищают от вирусов гриппа, тем более — новых разнообразных штаммов. Первая фаза испытаний позволяет лишь в общих чертах оценить безопасность и иммунный ответ, все остальное — дело следующих этапов. Однако авторы уверены, что они подтвердят эффективность химерных НА. Опыты, проведенные на лабораторных мышах, уже показали, что укол такой вакциной заметно облегчает течение болезни. Ученые надеются, что работы удастся закончить в течение пары лет.