«Победить без вакцины»: китайские ученые рассказали о потенциальном средстве против Covid-19 — Naked Science
19.05.2020

Новый препарат, который, по мнению его создателей, может помочь остановить пандемию раньше и эффективнее, чем вакцинация, подошел к стадии клинических испытаний.

лаборатория
Лаборатория, в которой Сяолян Се и его коллеги работают над средством против коронавируса / © Beijing University

Разрабатывают такое лекарство исследователи из Пекинского университета: по их словам, тестируемое средство способно не только сократить время выздоровления инфицированных, но даже обеспечить кратковременный иммунитет от вируса. Статья об этом опубликована в издании Cell.

Сяолян Се, директор Передового инновационного центра геномики при Пекинском университете, в интервью AFP сообщил, что препарат успешно прошел стадию тестирования на животных. Основа разработки — одноклеточный геномный подход, который помог эффективно найти нейтрализующее антитело.

«Когда мы вводили нейтрализующие антитела инфицированным мышам, через пять дней вирусная нагрузка снижалась в 2500 раз, — комментирует Се. — Значит, этот потенциальный препарат имеет терапевтический эффект».

В препарате используются нейтрализующие антитела, которые вырабатываются иммунной системой человека для предотвращения заражения вирусом клеток. Эти антитела команда Се изолировала из крови 60 выздоровевших пациентов.

Сяолян Се считает, что коронавирус удастся победить и без вакцины / © AFP

Авторы в своей статье утверждают, что использование антител обеспечивает потенциальное «излечение» от болезни и сокращает время выздоровления. Ученые полагают, что препарат должен быть готов к применению на людях уже в этом году, а широкомасштабно его можно будет использовать к моменту предполагаемой зимней вспышки Covid-19.

Клинические испытания пройдут в Австралии и других странах: в самом Китае слишком мало новых случаев заражения коронавирусом, поэтому будет сложно правильно подобрать выборку испытуемых. Ученые надеются, что препарат реально может стать тем самым специализированным лекарством, которое остановит пандемию.

При этом в мире уже более 100 вакцин для Covid-19 находятся в разработке. В одном только Китае — пять потенциальных вакцин против коронавируса проходят стадию испытаний на людях. Однако, несмотря на то, что несколько стран вышли на этот этап, Всемирная организация здравоохранения предупреждает, что разработка рабочей вакцины может занять от 12 до 18 месяцев.

Плазма крови от выздоровевших людей, которые выработали антитела к вирусу, позволяющие защитным силам организма атаковать его, — еще один способ, который, по заявлениям китайских властей, показал «очень хорошие терапевтические эффекты». Однако плазму в нужных объемах сложнее получить, чем выделенные антитела.

Авторы отмечают, что на модельных животных (мышах) удалось даже продемонстрировать кратковременную защиту от вируса. Если нейтрализующее антитело было введено до того, как мыши были заражены вирусом, они не заражались впоследствии. Это могло бы помочь медицинским работникам, обеспечив им временную защиту на несколько недель — а в будущем, если получится усовершенствовать препарат, и на несколько месяцев.

Специалисты из Кольского научного центра придумали способ предсказания свойств рудных минералов по химическому составу горных пород, что облегчает задачу определения их минерального состава.