10.08.2022
Мария А.
2 847

Ученые узнали, как самозанятость влияет на здоровье женщин

4.6

Американские исследователи проверили предположение о том, что самозанятость влияет на факторы риска развития сердечно-сосудистых заболеваний за счет автономности, гибкого графика и отсутствия дискриминации по половому признаку на рабочем месте.

Кадр из фильма «Дьявол носит Prada»
Кадр из фильма «Дьявол носит Prada» / © 20th Century Fox / Автор: Ptolemocratia Acerronius

Новое исследование ученых из Медицинской школы Дэвида Геффена и Школы общественного здравоохранения при Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (США), в котором участвовали более 4,6 тысячи американок, показало, что самозанятые женщины реже страдают ожирением, гипертонией и диабетом. Это не доказывает, что работа не по найму улучшает здоровье, однако некоторые ее аспекты явно полезны. Результаты опубликованы в журнале BMC Women’s Health.

Сердечно-сосудистые заболевания (ССЗ) и связанные с ними осложнения — одна из ведущих причин смертности женщин в мире. Традиционные факторы развития этих состояний — ожирение, низкая физическая активность и нарушение нормального соотношения липидов крови — более распространены среди женщин, нежели мужчин, особенно в период постменопаузы. Кроме того, они зачастую имеют поликистоз яичников и гипертензивные расстройства в период беременности, больше подвержены депрессии и психосоциальному стрессу, который тесно связан, например, с ишемией миокарда.

Как отмечают ученые, стандартное рабочее место представляет собой набор факторов стресса, сказывающихся на психическом и физическом здоровье. Однако авторы предыдущих исследований выяснили, что самозанятость, в основном благодаря автономности и гибкому графику, коррелирует с улучшением состояния сердечно-сосудистой системы, более правильным питанием и высоким уровнем физической активности у населения в целом. Вообще говоря, автономность — важный предиктор удовлетворенности сотрудника.

Но, несмотря на обнадеживающие данные, до сих пор не было исследований связи самозанятости и факторов риска развития ССЗ у женщин. Поэтому американские ученые решили провести собственный перекрестный анализ на основе сведений о здоровье и выходе на пенсию 4624 жительниц США: 16% из них (747 человек) были самозанятыми, а остальные трудились по найму.

Как показали результаты, фрилансеры были старше остальных и работали больше часов в неделю, чаще не имели медстраховки и тратили слишком много денег на здравоохранение. Однако такие женщины реже сталкивались с ожирением (31,7% против 41,3%), гипертонией (19,1% против 27,6%) и диабетом (11,5% против 14%), не менее двух раз в неделю занимались спортом (80,4% против 72,0%), а их индекс массы тела был ниже (27,7 против 29,6). Различий в уровне образования, семейном положении, наличии детей в доме, вредных привычках, эмоциональном и психическом состоянии между этими двумя группами ученые не выявили.

«Самозанятость коррелировала со снижением на 34% вероятности того, что женщина сообщит об ожирении, на 43% — о гипертонии, на 30% — о диабете. <…> На результаты не влиял доступ к медицинской помощи: это согласуется с другой нашей гипотезой о том, что в основе таких наблюдаемых взаимосвязей лежат факторы, не связанные с доступом к медицинской помощи», — пишут авторы работы. Все остальные показатели, за исключением уровня физической активности и ИМТ, не были статистически значимыми.

По мнению исследователей, одним из объяснений их выводов может быть упомянутый выше гибкий график самозанятых людей, более низкий уровень стресса и занятия спортом, помогающие снизить риск ожирения, гипертонии и диабета.

Тем не менее результаты стоит воспринимать с осторожностью, поскольку ученым не удалось учесть семейный доход из-за недостатка данных. А он может быть ключевым фактором: если семья в целом состоятельна, женщины получают больше возможностей для открытия собственного дела, при этом имеют преимущества, которых другие лишены. Вдобавок из-за отсутствия медстраховки некоторые заболевания могут быть попросту недиагностированными.

Однако исследователи настаивают, что самозанятость предоставляет условия, позволяющие оставаться здоровее, и работодателям нужно обратить на это внимание.