25.10.2023
Дарья Сидельникова
3 722

Короткая физическая активность нивелировала риск смерти от длительного сидения

Согласно многочисленным исследованиям, умеренная физическая активность помогает при физических и ментальных проблемах. Сейчас ученые доказали, что спорт способен компенсировать повышенный риск смерти из-за малоподвижного образа жизни.

Взрослые люди проводят сидя в среднем от девяти до 10 часов в день / © Derek Wolfgang, Pixabay / Автор: Александр Литвинов

В развитых странах взрослые проводят сидя в среднем от девяти до 10 часов в день. В основном это происходит в рабочее время, но дома многие тоже сидят за компьютером или перед телевизором. Проблема в том, что такой малоподвижный образ жизни связан с повышенным риском смерти.

Теперь норвежские исследователи объединили данные отдельных участников из четырех групп людей, оснащенных трекерами активности, чтобы выяснить, может ли физическая активность изменить связь между «сидячим» временем и смертью и, наоборот, какой объем физической активности и времени сидения может повлиять на этот риск. Работа опубликована в British Journal of Sports Medicine.

Ученые собрали данные о людях, которые в период с 2003 по 2019 год участвовали в четырех исследованиях: норвежском исследовании Тромсё 2015-2016 годов, Шведской инициативе здорового старения (HAI) 2012-2019 годов, Норвежском национальном исследовании физической активности (NNPAS), которое проходило с 2008 по 2009 год, и Национальном исследовании здоровья и питания США (NHANES) 2003-2006 годов.

Всего в анализ включили 11 989 человек старше 50 лет. У них было как минимум четыре дня по 10 часов ежедневной записи активности, за ними наблюдали в течение минимум двух лет. Также они предоставили подробную информацию о наличии потенциально влияющих факторов: пол, уровень образования, вес, рост, история курения, употребление алкоголя и наличие сердечно-сосудистых заболеваний, рака или диабета.

В общей сложности 5943 человека проводили сидя менее 10,5 часа каждый день, а 6042 находились в сидячем положении более 10,5 часа.

За пять лет 6,7% (805 человек) умерли. Из них 357 (6%) проводили сидя менее 10,5 часа каждый день, а 448 — более 10,5 часа. Анализ данных трекеров активности показал, что сидячий образ жизни на протяжении более 12 часов в день связан с повышенным на 38% риском смерти по сравнению с ежедневным показателем в восемь часов. Однако это касалось только тех, у кого в общей сложности накапливалось менее 22 минут активности в день.

Более 22 минут умеренной и энергичной физической активности в день связали с более низким риском смерти, дополнительные 10 минут в день — со снижением риска смерти на 15% у тех, кто проводил сидя менее 10,5 часа, и на 35% меньшим риском среди тех, кто проводил так более 10,5 часа каждый день.

Ученые добавили, что это наблюдательное исследование, поэтому оно не может установить причину и следствие. Они также признали, что их измерения физической активности и часов сидения у участников эксперимента были разовыми, а не периодическими. Поэтому они не смогли учесть их эволюцию у тех же лиц с течением времени.