Китайский генетик, создавший первых в мире ГМ-детей, получил три года тюрьмы — Naked Science

Китайский генетик, создавший первых в мире ГМ-детей, получил три года тюрьмы

Помимо этого, Хэ Цзянькуй должен будет выплатить штраф в размере трех миллионов юаней (более 420 тысяч долларов) за свои эксперименты с человеческими эмбрионами.

Хэ Цзянькуй / © Sam Tsang

Суд приговорил молекулярного биолога Хэ Цзянькуя (He Jiankui), уже бывшего сотрудника Южного университета науки и технологий в городе Шэньчжэнь, к трем годам тюрьмы и штрафу в три миллиона юаней (порядка 430 тысяч долларов) за незаконное редактирование человеческого генома, передает информационное агентство Синьхуа.

Еще двое ученых, которые тоже стали фигурантами дела, — Чжан Жэньли и Цинь Цзиньчжоу — получили два и полтора года лишения свободы соответственно.

«Трое обвиняемых не имели надлежащего разрешения, чтобы практиковать такие исследования, но, стремясь к славе и богатству, они умышленно нарушили национальные нормы в области научных исследований. Они перешли черту в научных исследованиях и медицинской этике», — заявила судья.

Сотрудники лаборатории Хэ Цзянькуя, проводившие исследования, связанные с редактированием ДНК эмбрионов / © AP Photo, Mark Schiefelbein

О своем достижении молодой ученый заявил в интервью Associated Press в ноябре 2018 года: по его словам, он со своими коллегами при помощи технологии CRISPR изменил у эмбрионов ген CCR5, ответственный за восприимчивость к вирусу иммунодефицита человека. По итогу таких экспериментов на свет появились Лула и Нана (это псевдонимы, настоящие имена детей держатся в секрете), первые в мире генетически модифицированные девочки-близнецы, устойчивые к ВИЧ. Позже родился еще один ГМ-ребенок. Подобный научный прорыв холодно встретили как в Китае, так и во всем мире: хотя ученым уже давно известно, как можно редактировать гены будущих детей, большинство стран запретили эту практику по моральным и этическим соображениям.

По версии следствия, Хэ Цзянькуй еще в 2016 году «организовал проектную группу, включающую иностранный персонал, который намеренно избегал надзора и использовал небезопасную технологию для редактирования генов эмбрионов человека с целью воспроизводства, что официально запрещено законом». Кроме того, биолог подделывал заключения этической экспертизы и привлек к экспериментам восемь пар (мужчины болели ВИЧ, женщины — нет). В результате две женщины забеременели с помощью ЭКО.

Когда Хэ Цзянькуй рассказал об исследовании, руководство Южного научно-технологического университета сразу же открестилось от своего сотрудника и заявило, что ничего не знало об экспериментах с редактированием эмбрионов, более того, биолог работал вне стен вуза, поскольку находился в продолжительном отпуске.

Пока что не известно, как сложится жизнь Луны, Наны и третьего ребенка. Однако недавно ученые из Калифорнийского университета в Беркли провели генетическое исследование, которое показало, что мутация, привитая двум ГМ-девочкам, может снизить их продолжительность жизни.

Помимо этого, удалось выяснить, как это извержение происходило и какую роль сыграло в развитии майяской цивилизации.

По словам авторов эксперимента, им удалось выявить у черных ворон важный маркер сознания — способности субъективно переживать события внешнего мира и собственной жизни.

640 лет назад завершилось крупнейшее сражение средневековой Европы — битва на Куликовом поле. В конце XX века ряд историков заявил: это была мелкая незначительная стычка, а вовсе не масштабное событие, запустившее формирование единого русского государства. По их мнению, ни о какой борьбе Москвы с Золотой Ордой в этом сражении просто не могла идти речь: места на поле боя недостаточно. Получается, события, описанные в летописях, были почти полной выдумкой. Однако теперь ситуация вдруг развернулась на 180 градусов: оказалось, место сражения действительно лежит в Тульской области… но совсем на другом поле. И это заметно меняет всю историю Руси того времени. Попробуем разобраться почему.

Недавно запущенный китайский потенциально многоразовый космический аппарат вернулся домой. Как стало известно, перед этим от него отсоединился некий объект, предназначение которого неизвестно.