04.06.2019
alex007
16 568

Мутация CRISPR-детей из Китая может сократить продолжительность их жизни

Статистическое исследование показало, что люди с мутацией CCR5-Δ32 в среднем живут меньше тех, у кого ее нет.

Биологи из Калифорнийского университета в Беркли провели масштабное генетическое исследование, которое показало, что мутация, привитая двум генномодифицированным девочкам, может снизить их продолжительность жизни. Работа опубликована в журнале Nature Medicine.

В ноябре прошлого года молекулярный биолог из Китая Цзянькуй Хэ объявил о рождении генномодифицированных девочек-близнецов. При помощи технологии CRISPR он изменил у них ген CCR5, который отвечает за восприимчивость к ВИЧ. Последнее исследование американских ученых показало, что присвоенная мутация CCR5-Δ32 также может сократить продолжительность жизни девочек по другим причинам.

Авторы воспользовались данными Биобанка Великобритании — долгосрочной медицинской программы, в которой участвуют более 500 тысяч граждан. Они провели генотипирование 409 693 людей и сопоставили генетические данные со смертностью. Анализ показал, что носители аллеля Δ32 в среднем умирают, не достигнув возраста средней продолжительности жизни, на 21 процент чаще, чем обладатели «стандартной» версии CCR5. Исследователи связывают такие показатели с тем, что люди с мутацией в этом гене более уязвимы к таким болезням, как грипп и вирус Западного Нила. В среднем эта мутация сокращает продолжительность жизни на 1,9 года.

Ранее генетики, знакомые с работой гена CCR5, сообщили, что манипуляции с ним могут иметь масштабные последствия. В частности, эксперименты на мышах показали, что удаление гена значительно улучшает их память. У людей мутация CCR5-Δ32 коррелирует с более успешным восстановлением после инсульта и черепно-мозговых травм. Это говорит о том, что ген CCR5, как и многие другие, многофункционален, а его изменение может привести к непредсказуемым результатам.

Коллеги Цзянькуя Хэ резко раскритиковали его подход. По их словам, вставленный аллель встречается только среди европейцев и не распространен в Китае, поэтому предсказать последствия его влияния крайне сложно. Кроме того, стало известно, что у детей появился мозаицизм (сосуществование в тканях двух наборов клеток с разными геномами).

Недавно пресс-секретарь Университета Пенсильвании сообщил, что команда UPenn использовала CRISPR-технологию для лечения двух больных раком: одного пациента с множественной миеломой и одного с саркомой. У обоих случился рецидив после стандартного лечения.