Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Историк выяснил, почему жители средневекового Египта стремились стать рабами
В письме, написанном более тысячи лет назад, рассказано о том, в каких условиях содержались заключенные в Аббасидском халифате и на что они были готовы, чтобы выйти из тюрьмы.
Джелле Брюнинг (Jelle Bruning), историк из Лейденского университета (Нидерланды), обнаружил в фондах Библиотеки редких книг и рукописей Йельского университета (Beinecke Rare Book and Manuscript Library) послание на папирусе. Соответствующая работа опубликована в Journal of the Royal Asiatic Society.
Брюнинг датировал письмо концом IX — началом X века, место написания — Египет. В это время Египет — часть Аббасидского (или Багдадского) халифата. Это теократическое государство, существовавшее на территориях современных арабских стран Азии, части Средней Азии и Северной Африки, в том числе Египта. Оно появилось в 750 году, когда династия Аббасидов, умело используя междоусобные конфликты, свергла халифа из династии Омейядов.
Но то, что сгубило Омейядов, нанесло вред и новым правителям халифата: к периоду, когда было написано исследуемое письмо, государство постепенно разваливалось на части из-за слишком большого числа претендентов на трон.
Неизвестный автор писал из тюрьмы в Египте, где он и девять его товарищей находились в крайне тяжелых условиях: «Ты знаешь, что нам пришлось пережить из-за заточения и бедствий, в которых мы находимся. У нас до сих пор отнято имущество, все наши богатства отняты. Нет никого, кто заботился бы или помнил о нас. Мы нуждались в тебе, чтобы ты напомнил Абу аль-Хаку — да продлит Аллах его жизнь — о нашем деле и сообщил ему о нашем положении. Мы — покорные слуги, числом десять. Некоторые из нас — рабы, остальные — свободные. Мы (свободные. — Прим. ред.) сделаем себя рабами, чтобы он захотел владеть нами, а вы поспешите разобраться с нашим делом, чтобы мы освободились от того бедственного положения, в котором находимся. От милостыни, которую нам дали, ничего не осталось. Мы по-прежнему нищие, и некому нас кормить и одевать».
Далее в письме содержится еще одна просьба прислать деньги, а также вопрос о том, нет ли у получателя новостей о женщине по имени Сутайт, которую автор называет «моей покровительницей» — возможно, чтобы она тоже могла оказать помощь.
Автор работы пояснил, что нам многое неизвестно из этого письма: ни имя человека, написавшего его, ни адресата, ни то, что произошло потом. Письмо действительно похоже не только на просьбу дать денег, но и на прошение о содействии. Предполагалось, что адресат свяжется с неким Абу аль-Хаком, который поможет этим людям. Причем ради этого те, кто еще свободны, готовы стать рабами.
По словам Брюнинга, это очень странное предложение. Дело в том, что, согласно исламским законам, свободный мусульманин не мог добровольно стать рабом. Но ученый подчеркнул, что те же самые исламские законы предписывают хорошее обращение с заключенными — чего на самом деле не происходило.
Ученый объяснил, что состояние египетских тюрем после того, как пала Римская империя, стало ужасным. Исторические источники свидетельствуют о том, что для коллективных камер были характерны серьезная антисанитария, большое количество паразитов и сильная распущенность.
Но проблема была не только в антисанитарии. Тюремные власти не считали нужным излишне тратиться на заключенных: в частности, кормить их и одевать. Если учесть, что имущество осужденного в халифате конфисковывали, выжить в тюрьме могли лишь те люди, которым регулярно оказывали поддержку близкие.
Судя по отчаянному тону письма, автор и его товарищи очень боялись, что умрут в этой тюрьме и никто не придет на помощь. Единственным выходом из создавшегося положения они видели рабство. Автор работы пишет о том, что если один закон (о хорошем отношении к заключенным) мог быть нарушен, то что мешало нарушить другой (о невозможности для мусульманина стать рабом)? Это достаточно значимый вывод, поскольку до сих пор считалось, что норма о невозможности превращения мусульманина в раба была работающей для всей истории Арабского халифата.
Более того, Брюнинг нашел другие случаи в средневековой истории Египта, когда свободные люди переходили в рабство — причем безо всякой тюрьмы. В 1200-1202 годах в Египте разразились страшный голод и чума. К тому периоду относятся сообщения о голодающих женщинах и детях, готовых стать рабами, — ведь это означало, что их будут хоть как-то кормить.
Знаменитое «правило десяти тысяч шагов» может быть не самым лучшим ориентиром в борьбе с инфарктом. Для поддержания здоровья сердца нужно ежедневно подниматься по лестнице, показало исследование.
К неожиданным прорывам в науке могут привести даже пустяковые вещи вроде чаинок в чашке. Парадокс чайного листа только на первый взгляд кажется неважным, но в свое время им заинтересовался Альберт Эйнштейн. Решение парадокса ученый представил на одной из конференций, чем вызвал ажиотаж у академической публики. Докладу немецкого физика уже почти 100 лет, а самому парадоксу — гораздо больше, но исследователи во всем мире продолжают использовать его в своих работах. Например, недавно китайские ученые применили его для изучения концентрации веществ в наножидкостях.
В Стокгольме огласили имена лауреатов премии этого года в области физиологии или медицины.
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
Ученые применили современные методы, такие как микрокомпьютерная томография, получили сотни рентгеновских изображений и создали 3D-модель. Все для того, чтобы обнаружить следы опухоли во внутренней части черепа человека, жившего в середине IV века нашей эры. Это самый ранний случай менингиомы на Пиренейском полуострове — из тех, что известны науке.
К неожиданным прорывам в науке могут привести даже пустяковые вещи вроде чаинок в чашке. Парадокс чайного листа только на первый взгляд кажется неважным, но в свое время им заинтересовался Альберт Эйнштейн. Решение парадокса ученый представил на одной из конференций, чем вызвал ажиотаж у академической публики. Докладу немецкого физика уже почти 100 лет, а самому парадоксу — гораздо больше, но исследователи во всем мире продолжают использовать его в своих работах. Например, недавно китайские ученые применили его для изучения концентрации веществ в наножидкостях.
Космический телескоп «Гайя» позволил оценить скорость движения рекордного количества звезд в Млечном Пути, и новые данные оказались крайне неожиданными. Дело не только в том, что его масса упала во много раз: стало ясно, что сама структура Галактики не такая, как думали раньше.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.
Исследователи из Швеции и Великобритания узнали, что «правило деревьев» да Винчи, который считал, что толщина всех веток дерева на любой его высоте, сложенная вместе, равна толщине ствола, ошибочно на микроуровне.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии