Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Историк выяснил, почему жители средневекового Египта стремились стать рабами
В письме, написанном более тысячи лет назад, рассказано о том, в каких условиях содержались заключенные в Аббасидском халифате и на что они были готовы, чтобы выйти из тюрьмы.
Джелле Брюнинг (Jelle Bruning), историк из Лейденского университета (Нидерланды), обнаружил в фондах Библиотеки редких книг и рукописей Йельского университета (Beinecke Rare Book and Manuscript Library) послание на папирусе. Соответствующая работа опубликована в Journal of the Royal Asiatic Society.
Брюнинг датировал письмо концом IX — началом X века, место написания — Египет. В это время Египет — часть Аббасидского (или Багдадского) халифата. Это теократическое государство, существовавшее на территориях современных арабских стран Азии, части Средней Азии и Северной Африки, в том числе Египта. Оно появилось в 750 году, когда династия Аббасидов, умело используя междоусобные конфликты, свергла халифа из династии Омейядов.
Но то, что сгубило Омейядов, нанесло вред и новым правителям халифата: к периоду, когда было написано исследуемое письмо, государство постепенно разваливалось на части из-за слишком большого числа претендентов на трон.
Неизвестный автор писал из тюрьмы в Египте, где он и девять его товарищей находились в крайне тяжелых условиях: «Ты знаешь, что нам пришлось пережить из-за заточения и бедствий, в которых мы находимся. У нас до сих пор отнято имущество, все наши богатства отняты. Нет никого, кто заботился бы или помнил о нас. Мы нуждались в тебе, чтобы ты напомнил Абу аль-Хаку — да продлит Аллах его жизнь — о нашем деле и сообщил ему о нашем положении. Мы — покорные слуги, числом десять. Некоторые из нас — рабы, остальные — свободные. Мы (свободные. — Прим. ред.) сделаем себя рабами, чтобы он захотел владеть нами, а вы поспешите разобраться с нашим делом, чтобы мы освободились от того бедственного положения, в котором находимся. От милостыни, которую нам дали, ничего не осталось. Мы по-прежнему нищие, и некому нас кормить и одевать».
Далее в письме содержится еще одна просьба прислать деньги, а также вопрос о том, нет ли у получателя новостей о женщине по имени Сутайт, которую автор называет «моей покровительницей» — возможно, чтобы она тоже могла оказать помощь.
Автор работы пояснил, что нам многое неизвестно из этого письма: ни имя человека, написавшего его, ни адресата, ни то, что произошло потом. Письмо действительно похоже не только на просьбу дать денег, но и на прошение о содействии. Предполагалось, что адресат свяжется с неким Абу аль-Хаком, который поможет этим людям. Причем ради этого те, кто еще свободны, готовы стать рабами.
По словам Брюнинга, это очень странное предложение. Дело в том, что, согласно исламским законам, свободный мусульманин не мог добровольно стать рабом. Но ученый подчеркнул, что те же самые исламские законы предписывают хорошее обращение с заключенными — чего на самом деле не происходило.
Ученый объяснил, что состояние египетских тюрем после того, как пала Римская империя, стало ужасным. Исторические источники свидетельствуют о том, что для коллективных камер были характерны серьезная антисанитария, большое количество паразитов и сильная распущенность.
Но проблема была не только в антисанитарии. Тюремные власти не считали нужным излишне тратиться на заключенных: в частности, кормить их и одевать. Если учесть, что имущество осужденного в халифате конфисковывали, выжить в тюрьме могли лишь те люди, которым регулярно оказывали поддержку близкие.
Судя по отчаянному тону письма, автор и его товарищи очень боялись, что умрут в этой тюрьме и никто не придет на помощь. Единственным выходом из создавшегося положения они видели рабство. Автор работы пишет о том, что если один закон (о хорошем отношении к заключенным) мог быть нарушен, то что мешало нарушить другой (о невозможности для мусульманина стать рабом)? Это достаточно значимый вывод, поскольку до сих пор считалось, что норма о невозможности превращения мусульманина в раба была работающей для всей истории Арабского халифата.
Более того, Брюнинг нашел другие случаи в средневековой истории Египта, когда свободные люди переходили в рабство — причем безо всякой тюрьмы. В 1200-1202 годах в Египте разразились страшный голод и чума. К тому периоду относятся сообщения о голодающих женщинах и детях, готовых стать рабами, — ведь это означало, что их будут хоть как-то кормить.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
Специалисты Биологического института ТГУ вместе с коллегами из Узбекистана впервые провели исследование микропластика в одной из крупных рек страны — Зарафшан, играющей важную роль в орошении полей. Анализ проб воды показал, что загрязняющие компоненты в ней отличаются от типов микропластика в других водных объектах.
Существует мнение, что когнитивные способности людей достигают пика уже к 30 годам, после чего начинают угасать. Однако группа американских и немецких ученых показала: умственные навыки вроде умения читать и анализировать тексты, а также выполнять математические вычисления могут продолжать развиваться и после 40 лет. Больше того, их ухудшения возможно избежать и в более позднем возрасте, если человек часто пользуется этими умениями в работе или повседневной жизни.
Специалисты Биологического института ТГУ вместе с коллегами из Узбекистана впервые провели исследование микропластика в одной из крупных рек страны — Зарафшан, играющей важную роль в орошении полей. Анализ проб воды показал, что загрязняющие компоненты в ней отличаются от типов микропластика в других водных объектах.
Многие говорят, что занимаются спортом для поддержания здоровья. Однако ученые с помощью инструментов искусственного интеллекта и машинного обучения установили, что на самом деле большинство людей к тренировкам подталкивает несколько другая причина.
Когда пара расстается, многие люди продолжают испытывать чувства к своим бывшим. Если разрыв произошел по инициативе другой стороны и отношения длились много лет, полностью «забыть» еще недавно близкого человека может быть непросто. Существует мнение, что и после расставания привязанность к экс-партнерам в какой-то мере сохраняется. Впрочем, согласно другой точке зрения, со временем эта эмоциональная связь ослабевает и утрачивается. Разобраться, как происходит на самом деле и сколько времени может потребоваться на полный эмоциональный разрыв с бывшими возлюбленными, взялись психологи из Иллинойсского университета в Урбане-Шампейне (США).
В двойственных, или обратимых, изображениях зритель может увидеть разные объекты в зависимости от того, на каких деталях концентрируется его внимание. Среди известных примеров таких рисунков — иллюзия «кролик-утка», сочетающая двух животных, и обратимая ваза (или ваза Рубина), которая может казаться двумя силуэтами лиц, если сосредоточиться на фоне. В соцсетях и популярных СМИ часто публикуют подобные картинки, утверждая, что по тому, какое изображение человек видит в первую очередь, можно судить о его личностных чертах и особенностях мышления. Двое психологов из Великобритании недавно проверили, так ли это на самом деле.
Исследователи из Южной Кореи и Канады нашли новое объяснение «парадоксу счастья». Они обнаружили, что попытки стать счастливее приводят к противоположному результату, потому что истощают систему самоконтроля.
Ученые МФТИ представили теоретическую работу, посвященную введению дополнительных соотношений неопределенности Гейзенберга в (1+3)-мерном пространстве Минковского и в (1+4)-мерной расширенной модели пространства. Это исследование может изменить наши представления о времени, пространстве и материи.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии