Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
В Кембриджском университете рассказали, зачем набивать щенка улитками
Британские ученые запустили двухлетний проект по переводу и оцифровке 180 средневековых медицинских рукописей из коллекции Кембриджских библиотек.
В манускриптах, хранящихся в Университетской библиотеке, Музее Фицуильяма и библиотеках некоторых кембриджских колледжей, содержатся около восьми тысяч медицинских рецептов. Большинство рукописей датируются XIV-XV веками, некоторые экземпляры относятся к более ранним временам, а возраст самых старых составляет тысячу лет.
Это непривычные нашему современнику медицинские справочники. Среди рукописей есть, конечно, сборники рецептов и медицинские тексты, но, кроме того, в их числе — научные, алхимические, юридические, художественные и религиозные книги, иллюстрирующие множество различных способов, с помощью которых медицинские знания такого рода записывали, распространяли и передавали в Средние века и раннее Новое время.
Некоторые манускрипты богато иллюстрированы, переплетены в кожу, академические трактаты снабжены сложными медицинскими диаграммами, рисунками, поясняющими строение человеческого тела, а также невероятным разнообразием взаимосвязей цвета/запаха/вкуса мочи. Но есть и простые карманные книжки, предназначенные для ношения с собой и, скорее всего, сделанные непосредственно практикующими врачами.
Сами рецепты состоят из списков ингредиентов и инструкций по приготовлению. Средневековые медики (которых после прочтения некоторых советов хочется назвать то ли алхимиками, то ли колдунами) предлагали использовать материалы животного, минерального и растительного происхождения.
Некоторые упомянутые травы можно найти в современных садах и аптеках: шалфей, розмарин, тимьян, лавр, мята, пустырник. Другие — например, белену и коноплю — лучше не использовать в наши дни. Средневековые врачи также применяли различные специи, такие как тмин, перец и имбирь, часто смешивали ингредиенты с элем, белым вином, уксусом или молоком.
Отдельно стоят рецепты, в которых использовали тела (или их части) животных. Например, один из способов лечения подагры предполагает набивание щенка улитками и шалфеем и запекание его на огне: из вытапливаемого жира затем, по мнению средневекового медика, можно приготовить мазь.
Другой способ лечения этой же болезни предлагает засолить сову, запечь ее, пока она не превратится в порошок, который затем смешать с кабаньим жиром и сделать мазь: ею следует натереть тело больного. Для лечения катаракты — описанной как «паутина в глазу» — в одном рецепте рекомендуют взять желчный пузырь зайца и немного меда, смешать их и прикладывать к глазам с помощью пера в течение трех ночей.
За каждым рецептом стоит история болезни — и в каком-то смысле история повседневной средневековой жизни. Например, есть рецепт «для того, чтобы мужчина и женщина обзавелись детьми».
Помимо повседневных жалоб, книги рецептов рассказывают о некоторых болезнях, от которых страдали средневековые люди: они описывают плоть, растущую в глазу человека, болезненные язвы, свищи и рак. В некоторых даже есть зачатки судебной медицины: к примеру, разбирается вопрос о том, как определить, был череп проломлен ударом оружия либо камнем.
Тексты медицинских рецептов Кембриджа составляют одну из крупнейших в Великобритании коллекций средневековой медицинской письменности. Они интересны историкам, но лишь небольшой процент исследователей имел возможность лично изучить эти книги. Дело в том, что многие из них слишком хрупки для свободного доступа и нуждаются в срочной консервации, прежде чем их можно будет оцифровать.
Многие манускрипты написаны на латыни, некоторые — на французском языке, но значительная часть — на среднеанглийском языке, что иллюстрирует начало распространения медицинских знаний на простонародном, общеупотребимом языке Британии.
Все цифровые изображения вместе с подробными описаниями и расшифровками будут опубликованы в Кембриджской электронной библиотеке, что сделает их доступными для любого человека в любой точке мира.
Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.
Аномально быстрое изменение яркости некоторых квазаров долгое время не давало покоя ученым. Существующие модели не могли объяснить такое непостоянство мощнейших источников излучения во Вселенной. Чтобы разобраться в этом парадоксе, американские астрофизики смоделировали «пищевое поведение» сверхмассивных черных дыр с беспрецедентной детализацией.
Группа венгерских ученых провела серию экспериментов, чтобы выяснить, почему людей привлекают так называемые брахицефальные породы — собаки с приплюснутой укороченной мордой вроде пекинесов, английских и французских бульдогов.
Научный коллектив Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУрГУ создал уникальный интернет-портал, представляющий собой большой банк данных об интерпретациях в русской лингвокультуре важных общечеловеческих ценностей и других ментальных категорий. Ученые исследовали ассоциации обывателей для таких ценностей, как «образование», «карьера», «Родина», а также для концепта «страх».
Переход к паразитизму вызывает характерные изменения у самых разных существ. Авторы нового исследования узнали, как он повлиял на геномы растений, ставших «настолько паразитическими», что от них остался только клубень-химера с грибовидными соцветиями.
Распространенное мнение о том, что подавление негативных мыслей может быть вредным и даже опасным для психического здоровья, признали ошибочным. К такому выводу пришли ученые из Кембриджского университета (Великобритания).
Вопреки предсказаниям, кислород-28 оказался крайне неустойчивым. Физики не успели даже зарегистрировать такие ядра, хотя теоретически они должны быть дважды магическими, а значит — особенно стабильными.
Тотальная память — плохо для мозга. Чтобы детально запомнить событие, стоит о нем вспоминать как можно реже. Чем больше вы знаете по теме, тем больше новой информации вы запомните. Но если информации будет слишком много, то не вся она будет зафиксирована в мозге. Naked Science разбирается, как сегодня ученые, нейробиологи и психологи объясняют способности нашего мозга запоминать и учиться.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш в эссе, опубликованном в The Guardian, рассуждает о том, как новые представления о возможностях животного разума меняют нас самих.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии