Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Историк выяснил, почему жители средневекового Египта стремились стать рабами
В письме, написанном более тысячи лет назад, рассказано о том, в каких условиях содержались заключенные в Аббасидском халифате и на что они были готовы, чтобы выйти из тюрьмы.
Джелле Брюнинг (Jelle Bruning), историк из Лейденского университета (Нидерланды), обнаружил в фондах Библиотеки редких книг и рукописей Йельского университета (Beinecke Rare Book and Manuscript Library) послание на папирусе. Соответствующая работа опубликована в Journal of the Royal Asiatic Society.
Брюнинг датировал письмо концом IX — началом X века, место написания — Египет. В это время Египет — часть Аббасидского (или Багдадского) халифата. Это теократическое государство, существовавшее на территориях современных арабских стран Азии, части Средней Азии и Северной Африки, в том числе Египта. Оно появилось в 750 году, когда династия Аббасидов, умело используя междоусобные конфликты, свергла халифа из династии Омейядов.

Но то, что сгубило Омейядов, нанесло вред и новым правителям халифата: к периоду, когда было написано исследуемое письмо, государство постепенно разваливалось на части из-за слишком большого числа претендентов на трон.
Неизвестный автор писал из тюрьмы в Египте, где он и девять его товарищей находились в крайне тяжелых условиях: «Ты знаешь, что нам пришлось пережить из-за заточения и бедствий, в которых мы находимся. У нас до сих пор отнято имущество, все наши богатства отняты. Нет никого, кто заботился бы или помнил о нас. Мы нуждались в тебе, чтобы ты напомнил Абу аль-Хаку — да продлит Аллах его жизнь — о нашем деле и сообщил ему о нашем положении. Мы — покорные слуги, числом десять. Некоторые из нас — рабы, остальные — свободные. Мы (свободные. — Прим. ред.) сделаем себя рабами, чтобы он захотел владеть нами, а вы поспешите разобраться с нашим делом, чтобы мы освободились от того бедственного положения, в котором находимся. От милостыни, которую нам дали, ничего не осталось. Мы по-прежнему нищие, и некому нас кормить и одевать».
Далее в письме содержится еще одна просьба прислать деньги, а также вопрос о том, нет ли у получателя новостей о женщине по имени Сутайт, которую автор называет «моей покровительницей» — возможно, чтобы она тоже могла оказать помощь.
Автор работы пояснил, что нам многое неизвестно из этого письма: ни имя человека, написавшего его, ни адресата, ни то, что произошло потом. Письмо действительно похоже не только на просьбу дать денег, но и на прошение о содействии. Предполагалось, что адресат свяжется с неким Абу аль-Хаком, который поможет этим людям. Причем ради этого те, кто еще свободны, готовы стать рабами.

По словам Брюнинга, это очень странное предложение. Дело в том, что, согласно исламским законам, свободный мусульманин не мог добровольно стать рабом. Но ученый подчеркнул, что те же самые исламские законы предписывают хорошее обращение с заключенными — чего на самом деле не происходило.
Ученый объяснил, что состояние египетских тюрем после того, как пала Римская империя, стало ужасным. Исторические источники свидетельствуют о том, что для коллективных камер были характерны серьезная антисанитария, большое количество паразитов и сильная распущенность.
Но проблема была не только в антисанитарии. Тюремные власти не считали нужным излишне тратиться на заключенных: в частности, кормить их и одевать. Если учесть, что имущество осужденного в халифате конфисковывали, выжить в тюрьме могли лишь те люди, которым регулярно оказывали поддержку близкие.
Судя по отчаянному тону письма, автор и его товарищи очень боялись, что умрут в этой тюрьме и никто не придет на помощь. Единственным выходом из создавшегося положения они видели рабство. Автор работы пишет о том, что если один закон (о хорошем отношении к заключенным) мог быть нарушен, то что мешало нарушить другой (о невозможности для мусульманина стать рабом)? Это достаточно значимый вывод, поскольку до сих пор считалось, что норма о невозможности превращения мусульманина в раба была работающей для всей истории Арабского халифата.
Более того, Брюнинг нашел другие случаи в средневековой истории Египта, когда свободные люди переходили в рабство — причем безо всякой тюрьмы. В 1200-1202 годах в Египте разразились страшный голод и чума. К тому периоду относятся сообщения о голодающих женщинах и детях, готовых стать рабами, — ведь это означало, что их будут хоть как-то кормить.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
В некоторых звездных системах, близких к Солнцу, наблюдают массивные скопления небольших небесных тел наподобие нашего пояса Койпера. Недавние расчеты показали, что прямо сейчас два-три объекта оттуда могут пролетать по Солнечной системе. Впрочем, ни к одному из уже открытых межзвездных гостей это не относится.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии