07.09.2023
21 645

Слоны обратились друг к другу по имени

5.3

Международная команда ученых показала, что слоны обращаются друг к другу по имени. И, вероятно, эти имена можно назвать по-настоящему индивидуальными — как у людей, — а не просто имитацией звуков другого животного, как, например, у дельфинов.

Слоны обратились друг к другу по имени
Слоны обратились друг к другу по имени / © Getty images / Автор: Дмитрий Жуков

Нарекание друг друга именами считается почти исключительно человеческим свойством, хотя есть исследования, показавшие, что система имен существует и у дельфинов. То же самое относится к попугаям. Однако эти животные, скорее, имитируют типичные крики владельца имени, чем называют его неким индивидуальным речевым кодом.

Международная группа ученых, куда вошли специалисты из Университета штата Колорадо (США) и центров по спасению и изучению слонов в Кении, пришла к выводу, что слоны могут давать друг другу имена, не связанные с имитацией звуков другой особи.

Ученые анализировали крики диких слонов в двух районах Кении: на севере, в районе заповедника Самбуру, и на юге, в национальном парке Амбосели. В данные вошли 625 отдельных звуков, 597 из которых принадлежали членам одной семьи. Исследователи изучали звуки, адресованные конкретным особям, по которым их можно было идентифицировать.

Команда измерила акустические особенности звуков слонов и на основе полученных данных провела серию статистических тестов, чтобы выяснить, можно ли предсказать, к какой конкретно особи обращаются животные по издаваемому звуку. Оказалось, это возможно: судя по поведению слонов, те понимали, когда сородичи обращались конкретно к ним (например, быстрее приближались к произносившему «имя»).

Кроме того, ученые обнаружили подтверждение того, что при обращении друг к другу слоны не имитировали голос другого животного, а обращались к ним, по сути, при помощи системы полноценных имен. По мнению авторов работы, их выводы претендуют на первое свидетельство того, что нечеловеческий вид использует человекоподобную систему наречения именем для обозначения других особей.

Исследование важно для понимания эволюции языка, но пока опубликовано в базе препринтов biorxiv.org и не подвергалось рецензированию со стороны других ученых.