27 июня
35 272

Раскол Церкви «убрал» астрономическое событие

4.1

Вспышка сверхновой была видна и в Европе, и в Азии, но вот христианские наблюдатели о ней почему-то промолчали.

Мозаичное изображение Крабовидной туманности, сделанное космическим телескопом «Хаббл» / ©wikipedia.org

Международная группа ученых исследовала 36 византийских монет редкой чеканки, изготовленные в 1054 году, во время правления императора Константина IX Мономаха. На них у головы императора изображены две звезды: одна — явно планета, Венера (ее изображение традиционно окружено «лучами»), а вот вторая — скорее всего, сверхновая SN 1054, из которой в итоге сформировалась Крабовидная туманность.

Впервые SN 1054 наблюдали 4 июля 1054 года, и она оставалась видимой еще почти два года. Но в истории наблюдений за этой сверхновой есть странность: о ней нам хорошо известно из восточных (в особенности китайских) источников, но ее почти не упоминают источники европейские.

На последних двух монетах видны две звезды у головы императора / ©Miroslav D. Filipović et al.

Исследователи предположили, что здесь замешаны религия и политика. Свои аргументы они изложили в статье, которая принята к публикации в European Journal of Science and Theology, а с текстом можно ознакомиться на сервере препринтов Корнеллского университета (США).

SN 1054 представляла собой сверхъяркую звезду, она одна из всего восьми надежно зарегистрированных сверхновых нашей Галактики Млечный Путь за всю историю наблюдений. Ученые из Китая, Японии и исламского мира без проблем заметили ее в начале июля 1054 года. Наблюдатели христианского мира же все словно ослепли.

И дело тут вовсе не в каких-то особых традициях наблюдения, которые могли быть на Востоке, но не в Европе. За 48 лет до того те же европейцы прекрасно задокументировали наблюдения другой сверхновой — SN 1006.

По мнению авторов работы, звезду не заметили потому, что появилась она на небе в год, когда Рим и Византия разделились в вопросе религии уже не по сути, а в том числе формально. К середине XI века различия между Восточной Римской империей и теми королевствами, что поднялись на обломках Западной, были всем понятны и очевидны.

Смоделированное изображение SN 1054. Такой ее могли видеть наблюдатели из Кайфына, столицы Китая во времена империи Сун, ранним утром 4 июля 1054 года / ©wikipedia.org

Пока варварские королевства формировались и христианизировались, Византия процветала. Несмотря на порой абсурдные заговоры, смены правящих династий, постоянные войны и чуму, Восточная Римская империя оставалась единым государством со своим отношением к еще единой христианской религии.

Основное различие в религиозных подходах Византии и Рима — действующий в первой цезарепапизм и работавший во втором папоцезаризм. Это термины католических теологов, которые довольно категоричны в суждениях. Но основная суть в том, в Риме церковная власть считалась выше светской, а в Византии — наоборот. И папа римский полагал себя главой всего христианского мира, а патриарха византийского — своим подчиненным. С чем последний не был согласен.

Эти монеты периода правления Константина IX из коллекции Гарвардского музея искусств ученые использовали как калибровочные / ©Miroslav D. Filipović et al.

В 1054 году папа Лев IX направил патриарху Керуларию письмо, в котором пытался обосновать претензии. Патриарх их проигнорировал. И тогда, 16 июля 1054 года, папские легаты (сам Лев IX к этому дню уже умер) вошли в собор Святой Софии и положили на алтарь отлучительную грамоту, предающую анафеме патриарха. В ответ патриарх предал анафеме легатов.

Произошло это менее чем через две недели после первых наблюдений сверхновой.

Вообще, в сообществе любителей истории астрономии несколько десятилетий идут споры по поводу того, почему европейцы «не заметили» SN 1054. Общее мнение состоит в том, что упоминать об изменениях на небесном своде (который считали неизменным) было рискованно. Но эта версия не согласуется с упоминаниями SN 1006.

Как предполагают исследователи, дело как раз в расколе христианской Церкви. Надо сказать, именно в то время в Константинополе находился христианский врач арабского происхождения Ибн Бутлан, состоявший на службе императора Византии. Там же работал византийский историк Михаил Пселл. Оба ведут записи, а о новой звезде почему-то молчат — но только до определенного времени.

Как только Ибн Бутлан покинул свой высокооплачиваемый пост в Константинополе, он объявил о SN 1054 из далекого от Византии Каира. Осенью 1054 года Пселл стал монахом (обычная уловка, чтобы избежать тюрьмы или смертного приговора), удалился на гору Олимп и… тоже рассказал о новой звезде.

Он ясно написал: «Я не верю в теорию, что на наши человеческие дела влияют движения звезд <…> [и] я определенно не верю, что положение или внешний вид звезд влияют на то, что происходит в подлунном мире». Интересно, что в 1056 году (император Константин IX умер в начале 1055-го) Пселл оставил монашескую жизнь и вернулся к службе при дворе Восточной Римской империи.

Таким образом, ученые предполагают, что изображение новой звезды на монетах чеканки 1054 года — своеобразная попытка неизвестного нам чеканщика показать, что люди не слепы, они видят изменения на небесном склоне, даже если императоры приказывают им закрыть глаза. А последнее вполне было возможно: в ту пору часто считали, что подобные «небесные знамения» указывают на близкие беды.

Авторы сами отмечают, что не знают, сколько монет этой чеканки было изготовлено и в какой именно части года — до вспышки сверхновой или после. У них также нет конкретных доказательств того, что вторая звезда представляет собой именно SN 1054. Но, согласитесь, совпадений слишком много.