Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора
Рациональная архитектура, акцент на функциональности, сокращение декоративных элементов исторических стилей — все это сделало электростанцию «Электропередача» важным достижением начала ХХ века в развитии архитектуры, градостроительства и энергетики. Архитектором сооружения оказался Герман Мутезиус, ведущий немецкий деятель первой трети прошлого столетия, один из основателей Веркбунда. Авторство постройки установила исследовательница из Высшей школы экономики по оригинальным чертежам из архивов Мосэнерго.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Артикульт». «Электропередача» — первый и единственный российский проект архитектора Германа Мутезиуса, представителя немецкого Веркбунда. Электростанция была построена в 1914 году в Московской области (сейчас — город Электрогорск), она сочетала в себе передовые инженерные технологии, революционные идеи энергетика Роберта Классона и новаторскую архитектуру немецкого Веркбунда.
До «Электропередачи» в Москве было возведено три электростанции. «Электропередача» стала первой, построенной без элементов русского стиля, чем выделялась на фоне предшественниц. Эта электростанция, одна из первых в России, была сооружена под влиянием рационализма немецкой архитектуры. С одной стороны, из-за нетипичной для таких построек удаленности от города «Электропередачу» не нужно было встраивать в исторический центр, что давало больший простор воображению архитектора. С другой стороны, авторство проекта до сегодняшнего дня было неизвестно, и полноценно проанализировать задумку архитектора было невозможно.
Строительство «Электропередачи» было предложено энергетиком Робертом Классоном в 1909 году. Предполагалось, что это будет первая в России станция, работающая на торфе. Были созданы проекты главного здания в стиле модерн и эклектичной подстанции (предположительно отечественными архитекторами). Однако в итоге реализовали проект Германа Мутезиуса, в котором нашли отражение идеи рациональной архитектуры, лишенной декоративных элементов предшествующих исторических стилей. Стеклянная крыша (интересно, что в 1905–1907 годах при строительстве ГЭС-2 стеклянную крышу также проектировали, но не смогли реализовать) стала достижением инженерной мысли и важным элементом индустриальной архитектуры.
Герман Мутезиус разрабатывал проект в Берлине летом 1912 года: чертежи датированы 6 и 20 июня (два чертежа), 3 и 6 августа. Авторство Мутезиуса выявила по оригинальным чертежам Юлия Шуленина, исследовательница из Школы дизайна ВШЭ.
«Электростанция давно привлекала мое внимание нестандартной архитектурой, выделяющейся из обычной практики этого периода, — рассказывает исследовательница. — Также это была одна из немногих станций, где архитектора первого сооружения долгое время не удавалось обнаружить. Несколько лет я собирала информацию об электростанции: документы, воспоминания, фотографии разных лет, искала архитектурные чертежи. Многие проекты удалось найти в техническом архиве ПАО “Мосэнерго”. В их числе — пять чертежей, подписанных архитектором Германом Мутезиусом. Я обсуждала находки с Татьяной Гнедовской, специалистом по немецкой архитектуре второй половины XIX — начала XX века, опубликовавшей книгу “Немецкий Веркбунд и его архитекторы”. Действительно, проект «Электропередачи» не значился в списке работ архитектора».
По словам исследовательницы, «Электропередача» Мутезиуса отсылает к известным постройкам в истории архитектуры — к работам Петера Беренса для фирмы AEG в Германии. Переосмысление классического ордера, шестигранный фронтон, стеклянная крыша и другие элементы соотносят здание с Турбинным заводом AEG Беренса и делают «Электропередачу» важным этапом развития архитектуры (Веркбунд заложил основу для Баухауса и ВХУТЕМАСа) и интересной достопримечательностью Московской области.
С 1880-х годов электрические станции возводили в крупнейших городах по всему миру. Россия не была исключением: в начале ХХ века в стране увеличивалось количество промышленных зданий, росли темпы электрификации. На рубеже столетий стало очевидно, что промышленность становится неотъемлемой частью городов и их архитектурного ландшафта. В промышленной архитектуре развитых стран в начале прошлого века активно применяли инженерные конструкции, железобетон, металлические фермы.
Германия в этот период была одной из ведущих стран в области электрификации и индустриальной архитектуры. Новая эпоха, в которой развитие науки, техники и промышленности занимало важное место, предполагала новые подходы к архитектуре и искусству. Важную роль в осмыслении этих процессов сыграл немецкий архитектор Герман Мутезиус.
В 1907 году он прочел лекцию об упадке немецкой архитектуры и необходимости ее обновления. Она разожгла бурную общественную дискуссию и повлияла на последующее создание Немецкого художественно-промышленного союза, Веркбунда (Deutscher Werkbund) в октябре того же года. Деятели искусства и промышленных компаний объединялись вокруг идеи синергии искусства и техники. Их привлекала новая промышленная рациональная эстетика, которую только предстояло создать. Мутезиус стал президентом союза и оставался им вплоть до его распада в 1914 году.
Вероятно, на размышления архитектора о первичности технологического процесса над архитектурной эстетикой повлияла и его работа над «Электропередачей». Мутезиусу предстояло оформить четко рассчитанный технологический процесс и иметь дело с разработками, которые ранее не применялись. Среди них — механизированная подача торфа к котлам с применением элеваторов и высоким напряжением в 30 и 70 тысяч вольт.
В 1920-х годах электростанция была модернизирована. Участие в проекте ее трансформации принял декан архитектурного факультета ВХУТЕМАСа Эдгар Норверт. «Этот проект — результат тесных связей между Россией и Германией в сфере электрификации. В нем нашел отражение новаторский подход к архитектуре, формировавшийся в начале ХХ века под влиянием развития промышленности», — отмечает Шуленина.
Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.
На проходящей в Шанхае выставке Marintec China 2023 государственная китайская верфь заявила о намерении построить самый большой в мире атомный контейнеровоз (на 24 тысячи стандартных контейнеров). Необычной чертой 400-метрового гиганта должен стать реактор такого типа, который до сих пор никому не удавалось заставить работать штатно.
Ученые проанализировали содержание тяжелых элементов в современных звездах и нашли новые закономерности, которые пока можно объяснить лишь распадом еще более тяжелых элементов. Из этого следует, что древние звезды синтезировали необычайно тяжелые элементы — намного тяжелее, чем любые, обнаруженные в земной природе.
Авторы нового исследования рассказали, каким образом древние люди доставляли многотонные камни к месту строительства крупнейшего в Европе мегалитического сооружения.
Впервые вблизи сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути обнаружили звезду из другой галактики. По данным наблюдений за восемь лет ученые смогли определить состав, скорость и другие параметры этого объекта.
С возрастом здоровье человека, как известно, ухудшается, что в конце концов может привести к смерти. Международная команда ученых пришла к выводу, что нечто похожее может происходить с обществом, даже с целыми обществами. Исследователи определили наиболее «опасный» возраст государства, когда оно рискует исчезнуть с карты мира.
Парниковый эффект от американского природного газа, поставляемого в Старый Свет, неожиданно оказался выше, чем от сжигания местного угля. И намного выше, чем от российского газа.
Судно Yara Eyde станет первым, плавающим только на этом виде топлива, что потребует существенных модификаций судового двигателя. Его токсичность настолько высока, что предельно допустимая концентрация подобного горючего в 15 раз ниже, чем у солярки, применяемой в контейнеровозах сегодня. Производитель решился на столь непростой шаг ради экологии.
Известно всего несколько примеров злокачественных опухолей, которые ведут себя подобно инфекции — передаются другим организмам. Среди них — трансмиссивный рак двустворчатых моллюсков BTN. Авторы новой статьи описали географические и экологические аспекты распространения BTN среди мидий в Баренцевом море, оценили число больных моллюсков и узнали, как расселение «заразного рака» связано с Северным морским путем.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии