• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
27.06.2022
НИУ ВШЭ
5 312

Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора

4.2

Рациональная архитектура, акцент на функциональности, сокращение декоративных элементов исторических стилей — все это сделало электростанцию «Электропередача» важным достижением начала ХХ века в развитии архитектуры, градостроительства и энергетики. Архитектором сооружения оказался Герман Мутезиус, ведущий немецкий деятель первой трети прошлого столетия, один из основателей Веркбунда. Авторство постройки установила исследовательница из Высшей школы экономики по оригинальным чертежам из архивов Мосэнерго.

Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора / ©Getty images / Автор: Lampronia Auxilius

Результаты исследования опубликованы в журнале «Артикульт». «Электропередача» — первый и единственный российский проект архитектора Германа Мутезиуса, представителя немецкого Веркбунда. Электростанция была построена в 1914 году в Московской области (сейчас — город Электрогорск), она сочетала в себе передовые инженерные технологии, революционные идеи энергетика Роберта Классона и новаторскую архитектуру немецкого Веркбунда.

До «Электропередачи» в Москве было возведено три электростанции. «Электропередача» стала первой, построенной без элементов русского стиля, чем выделялась на фоне предшественниц. Эта электростанция, одна из первых в России, была сооружена под влиянием рационализма немецкой архитектуры. С одной стороны, из-за нетипичной для таких построек удаленности от города «Электропередачу» не нужно было встраивать в исторический центр, что давало больший простор воображению архитектора. С другой стороны, авторство проекта до сегодняшнего дня было неизвестно, и полноценно проанализировать задумку архитектора было невозможно.

Строительство «Электропередачи» было предложено энергетиком Робертом Классоном в 1909 году. Предполагалось, что это будет первая в России станция, работающая на торфе. Были созданы проекты главного здания в стиле модерн и эклектичной подстанции (предположительно отечественными архитекторами). Однако в итоге реализовали проект Германа Мутезиуса, в котором нашли отражение идеи рациональной архитектуры, лишенной декоративных элементов предшествующих исторических стилей. Стеклянная крыша (интересно, что в 1905–1907 годах при строительстве ГЭС-2 стеклянную крышу также проектировали, но не смогли реализовать) стала достижением инженерной мысли и важным элементом индустриальной архитектуры.

Герман Мутезиус разрабатывал проект в Берлине летом 1912 года: чертежи датированы 6 и 20 июня (два чертежа), 3 и 6 августа. Авторство Мутезиуса выявила по оригинальным чертежам Юлия Шуленина, исследовательница из Школы дизайна ВШЭ.

«Электростанция давно привлекала мое внимание нестандартной архитектурой, выделяющейся из обычной практики этого периода, — рассказывает исследовательница. — Также это была одна из немногих станций, где архитектора первого сооружения долгое время не удавалось обнаружить. Несколько лет я собирала информацию об электростанции: документы, воспоминания, фотографии разных лет, искала архитектурные чертежи. Многие проекты удалось найти в техническом архиве ПАО “Мосэнерго”. В их числе — пять чертежей, подписанных архитектором Германом Мутезиусом. Я обсуждала находки с Татьяной Гнедовской, специалистом по немецкой архитектуре второй половины XIX — начала XX века, опубликовавшей книгу “Немецкий Веркбунд и его архитекторы”. Действительно, проект «Электропередачи» не значился в списке работ архитектора».

По словам исследовательницы, «Электропередача» Мутезиуса отсылает к известным постройкам в истории архитектуры — к работам Петера Беренса для фирмы AEG в Германии. Переосмысление классического ордера, шестигранный фронтон, стеклянная крыша и другие элементы соотносят здание с Турбинным заводом AEG Беренса и делают «Электропередачу» важным этапом развития архитектуры (Веркбунд заложил основу для Баухауса и ВХУТЕМАСа) и интересной достопримечательностью Московской области.

С 1880-х годов электрические станции возводили в крупнейших городах по всему миру. Россия не была исключением: в начале ХХ века в стране увеличивалось количество промышленных зданий, росли темпы электрификации. На рубеже столетий стало очевидно, что промышленность становится неотъемлемой частью городов и их архитектурного ландшафта. В промышленной архитектуре развитых стран в начале прошлого века активно применяли инженерные конструкции, железобетон, металлические фермы.

Германия в этот период была одной из ведущих стран в области электрификации и индустриальной архитектуры. Новая эпоха, в которой развитие науки, техники и промышленности занимало важное место, предполагала новые подходы к архитектуре и искусству. Важную роль в осмыслении этих процессов сыграл немецкий архитектор Герман Мутезиус.

В 1907 году он прочел лекцию об упадке немецкой архитектуры и необходимости ее обновления. Она разожгла бурную общественную дискуссию и повлияла на последующее создание Немецкого художественно-промышленного союза, Веркбунда (Deutscher Werkbund) в октябре того же года. Деятели искусства и промышленных компаний объединялись вокруг идеи синергии искусства и техники. Их привлекала новая промышленная рациональная эстетика, которую только предстояло создать. Мутезиус стал президентом союза и оставался им вплоть до его распада в 1914 году.

Вероятно, на размышления архитектора о первичности технологического процесса над архитектурной эстетикой повлияла и его работа над «Электропередачей». Мутезиусу предстояло оформить четко рассчитанный технологический процесс и иметь дело с разработками, которые ранее не применялись. Среди них — механизированная подача торфа к котлам с применением элеваторов и высоким напряжением в 30 и 70 тысяч вольт.

В 1920-х годах электростанция была модернизирована. Участие в проекте ее трансформации принял декан архитектурного факультета ВХУТЕМАСа Эдгар Норверт. «Этот проект — результат тесных связей между Россией и Германией в сфере электрификации. В нем нашел отражение новаторский подход к архитектуре, формировавшийся в начале ХХ века под влиянием развития промышленности», — отмечает Шуленина.  

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» — один из крупнейших и самых востребованных вузов России. В университете учится 54 тысячи студентов и работает почти 4,5 тысячи учёных и преподавателей. НИУ ВШЭ ведёт фундаментальные и прикладные исследования в области социально-экономических, гуманитарных, юридических, инженерных, компьютерных, физико-математических наук, а также креативных индустрий. В университете действуют 47 центров превосходства, или международных лабораторий. Вышка объединяет ведущих мировых исследователей в области изучения мозга, нейротехнологий, биоинформатики и искусственного интеллекта. Университет входит в первую группу программы «Приоритет-2030» в направлении «Исследовательское лидерство». Кампусы НИУ ВШЭ расположены в четырех городах — Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Перми, а также в цифровом пространстве — «Вышка Онлайн».
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

2 часа назад
Березин Александр

Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?

15 мая
Татьяна

В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.

15 мая
Николай Цыгикало

Сегодня исполнилось 38 лет с момента первого летного испытания последнего советского космического гиганта — сверхтяжелой ракеты-носителя «Энергия». Ее запустили 15 мая 1987 года. Технически успешный проект дошел до полностью рабочего изделия, безупречно выполнившего два испытательных полета. Но так и не дошел до летной эксплуатации по причинам, от него уже не зависевшим. А запуск ракеты прошел тогда безупречно, хотя и не без особенностей — и одним из участников этих испытаний был автор Naked Science. Но обо всем по порядку.

Вчера, 10:40
Evgenia

Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.

6 мая
Редакция Naked Science

Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.

6 мая
Березин Александр

Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?

2 мая
Unitsky String Technologies Inc.

Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.

[miniorange_social_login]

Комментарии

Написать комментарий
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно
Ваше сообщение получено

Мы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно