Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Исследовательница из ВШЭ обнаружила в Подмосковье неизвестное сооружение немецкого архитектора
Рациональная архитектура, акцент на функциональности, сокращение декоративных элементов исторических стилей — все это сделало электростанцию «Электропередача» важным достижением начала ХХ века в развитии архитектуры, градостроительства и энергетики. Архитектором сооружения оказался Герман Мутезиус, ведущий немецкий деятель первой трети прошлого столетия, один из основателей Веркбунда. Авторство постройки установила исследовательница из Высшей школы экономики по оригинальным чертежам из архивов Мосэнерго.
Результаты исследования опубликованы в журнале «Артикульт». «Электропередача» — первый и единственный российский проект архитектора Германа Мутезиуса, представителя немецкого Веркбунда. Электростанция была построена в 1914 году в Московской области (сейчас — город Электрогорск), она сочетала в себе передовые инженерные технологии, революционные идеи энергетика Роберта Классона и новаторскую архитектуру немецкого Веркбунда.
До «Электропередачи» в Москве было возведено три электростанции. «Электропередача» стала первой, построенной без элементов русского стиля, чем выделялась на фоне предшественниц. Эта электростанция, одна из первых в России, была сооружена под влиянием рационализма немецкой архитектуры. С одной стороны, из-за нетипичной для таких построек удаленности от города «Электропередачу» не нужно было встраивать в исторический центр, что давало больший простор воображению архитектора. С другой стороны, авторство проекта до сегодняшнего дня было неизвестно, и полноценно проанализировать задумку архитектора было невозможно.
Строительство «Электропередачи» было предложено энергетиком Робертом Классоном в 1909 году. Предполагалось, что это будет первая в России станция, работающая на торфе. Были созданы проекты главного здания в стиле модерн и эклектичной подстанции (предположительно отечественными архитекторами). Однако в итоге реализовали проект Германа Мутезиуса, в котором нашли отражение идеи рациональной архитектуры, лишенной декоративных элементов предшествующих исторических стилей. Стеклянная крыша (интересно, что в 1905–1907 годах при строительстве ГЭС-2 стеклянную крышу также проектировали, но не смогли реализовать) стала достижением инженерной мысли и важным элементом индустриальной архитектуры.
Герман Мутезиус разрабатывал проект в Берлине летом 1912 года: чертежи датированы 6 и 20 июня (два чертежа), 3 и 6 августа. Авторство Мутезиуса выявила по оригинальным чертежам Юлия Шуленина, исследовательница из Школы дизайна ВШЭ.
«Электростанция давно привлекала мое внимание нестандартной архитектурой, выделяющейся из обычной практики этого периода, — рассказывает исследовательница. — Также это была одна из немногих станций, где архитектора первого сооружения долгое время не удавалось обнаружить. Несколько лет я собирала информацию об электростанции: документы, воспоминания, фотографии разных лет, искала архитектурные чертежи. Многие проекты удалось найти в техническом архиве ПАО “Мосэнерго”. В их числе — пять чертежей, подписанных архитектором Германом Мутезиусом. Я обсуждала находки с Татьяной Гнедовской, специалистом по немецкой архитектуре второй половины XIX — начала XX века, опубликовавшей книгу “Немецкий Веркбунд и его архитекторы”. Действительно, проект «Электропередачи» не значился в списке работ архитектора».
По словам исследовательницы, «Электропередача» Мутезиуса отсылает к известным постройкам в истории архитектуры — к работам Петера Беренса для фирмы AEG в Германии. Переосмысление классического ордера, шестигранный фронтон, стеклянная крыша и другие элементы соотносят здание с Турбинным заводом AEG Беренса и делают «Электропередачу» важным этапом развития архитектуры (Веркбунд заложил основу для Баухауса и ВХУТЕМАСа) и интересной достопримечательностью Московской области.
С 1880-х годов электрические станции возводили в крупнейших городах по всему миру. Россия не была исключением: в начале ХХ века в стране увеличивалось количество промышленных зданий, росли темпы электрификации. На рубеже столетий стало очевидно, что промышленность становится неотъемлемой частью городов и их архитектурного ландшафта. В промышленной архитектуре развитых стран в начале прошлого века активно применяли инженерные конструкции, железобетон, металлические фермы.
Германия в этот период была одной из ведущих стран в области электрификации и индустриальной архитектуры. Новая эпоха, в которой развитие науки, техники и промышленности занимало важное место, предполагала новые подходы к архитектуре и искусству. Важную роль в осмыслении этих процессов сыграл немецкий архитектор Герман Мутезиус.
В 1907 году он прочел лекцию об упадке немецкой архитектуры и необходимости ее обновления. Она разожгла бурную общественную дискуссию и повлияла на последующее создание Немецкого художественно-промышленного союза, Веркбунда (Deutscher Werkbund) в октябре того же года. Деятели искусства и промышленных компаний объединялись вокруг идеи синергии искусства и техники. Их привлекала новая промышленная рациональная эстетика, которую только предстояло создать. Мутезиус стал президентом союза и оставался им вплоть до его распада в 1914 году.
Вероятно, на размышления архитектора о первичности технологического процесса над архитектурной эстетикой повлияла и его работа над «Электропередачей». Мутезиусу предстояло оформить четко рассчитанный технологический процесс и иметь дело с разработками, которые ранее не применялись. Среди них — механизированная подача торфа к котлам с применением элеваторов и высоким напряжением в 30 и 70 тысяч вольт.
В 1920-х годах электростанция была модернизирована. Участие в проекте ее трансформации принял декан архитектурного факультета ВХУТЕМАСа Эдгар Норверт. «Этот проект — результат тесных связей между Россией и Германией в сфере электрификации. В нем нашел отражение новаторский подход к архитектуре, формировавшийся в начале ХХ века под влиянием развития промышленности», — отмечает Шуленина.
Кража лошадей была серьезной проблемой для крестьянских хозяйств в Российской империи. Особенности этого явления, включающие жестокие уголовные наказания, крестьянский самосуд и межэтнические конфликты, выявили в ходе исследования юридических источников историки из МФТИ и РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
Международная команда ученых оценила связь между длительностью физической активности, ее интенсивностью, риском смерти от всех причин и вероятностью развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний.
Принято считать, что люди с развитыми когнитивными способностями отличаются высокими моральными принципами. Ученые из Великобритании решили проверить этот тезис научными методами и пришли к противоположному выводу.
Подобрать тип физической активности, который лучше всего подходит человеку, можно исходя из особенностей его характера. Психологи из Великобритании определили, что люди с разными чертами личности получают больше удовольствия от разных видов спорта.
В июне 2025 года ВК покинули 1,2 миллиона авторов контента. Это резкое ускорение их бегства в сравнении с предшествующими месяцами. Одновременно число авторов на других платформах растет, в результате по этому показателю соцсеть обогнал не только Telegram, но и запрещенный Instagram*. Причиной происходящего многие наблюдатели посчитали совокупность решений менеджмента компании за последние годы.
Радиотелескопы уловили очень короткий сигнал, и по его характеристикам стало ясно, что он не может быть естественного происхождения. Астрономы пришли к выводу, что источник находился в околоземном пространстве — там, где уже более полувека летает «мертвый» аппарат NASA.
Группа российских ученых из Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН и МФТИ провела детальное численное исследование источников шума, генерируемых крылом прототипа сверхзвукового бизнес-джета в режиме посадки. Эта работа, сочетающая передовые методы вычислительной гидродинамики и аэроакустики, впервые позволила с высокой точностью локализовать и охарактеризовать основные зоны шумообразования вблизи полноразмерной геометрии крыла модели прототипа сверхзвукового пассажирского самолета в посадочной конфигурации.
Результаты эксперимента в США в будущем могут позволить добиться разрешения на использование отработанной конопли в качестве кормовой добавки в животноводстве.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии