28.10.2021
2 006

Краску для золотой перуанской маски замешали на крови

3.6

Белки человеческой крови обнаружили в красной краске на погребальной принадлежности из Перу, возраст которой ученые оценили в тысячу лет.

Золотая погребальная маска сиканской культуры, Ламбаеке, Перу / ©wikipedia.org

В начале 1990-х группа археологов под руководством Идзуми Симады (Izumi Shimada) исследовала гробницу Уака-Лоро (Huaca Loro) на территории современного Перу. В ней нашли «сидящий» скелет мужчины, причем кости были окрашены красной краской. Череп находился отдельно, хотя в той же гробнице. Он был закрыт золотой маской, также раскрашенной красным цветом. Два скелета молодых женщин в позах роженицы и акушерки были помещены рядом, а два детских скелета — на более высоком уровне гробницы.

Мужчина умер в возрасте 40-50 лет, а пышность погребения указывала на то, что он был представителем местной знати. Захоронение отнесли к периоду сиканской культуры (примерно 750-1375 годы нашей эры). Собственно, название периоду и дал Идзуми Симада — его основной исследователь.

Фрагменты краски с этой маски содержат белки человеческой крови / ©Journal of Proteome Research

Краску с костей и маски, разумеется, изучили и идентифицировали как киноварь. Оставался вопрос: что использовали сиканцы в качестве связующего материала, который удерживал слой краски на поверхности маски в течение тысячи лет. С костями такой проблемы нет: их структура позволяет краске впитываться, а золото маски впитывающим явно нельзя назвать.

Международная группа ученых проанализировала фрагменты краски с погребальной маски с помощью фурье-спектроскопии. Результат говорил о том, что в краске присутствовали белки. После применения метода хроматографии и тандемной масс-спектрометрии их удалось определить. Среди белков были сывороточный альбумин и иммуноглобулин G (тип антител в сыворотке крови человека). Другие белки, включая овальбумин, были получены из яичного белка. Поскольку белки к настоящему моменту сильно деградировали, исследователи не смогли определить, яйца какой именно птицы использовали для изготовления краски, но предполагают, что это мускусная утка. Свои выводы они представили в работе, опубликованной в журнале Journal of Proteome Research.

Вообще сиканская культура — весьма загадочный период в истории Южной Америки. Ее начали целенаправленно искать совсем недавно. В начале 1990-х Идзуми Симада сделал вывод о существовании на границе I и II тысячелетий нашей эры отдельной культуры. Долгое время его критиковали различные научные группы, но даже они не могли игнорировать существование памятников археологической культуры, которые невозможно отнести к ранее известным цивилизациям в силу разных причин.

Сиканская культура появляется сразу после культуры Моче. Причем появляется агрессивно: Моче явно выдавлена молодой и сильной цивилизацией.

Согласно легенде, основателем цивилизации сиканов был человек по имени Наймлап. Он якобы пришел с юга с флотом лодок (или плотов — у легенды есть варианты) из бальсы и множеством воинов. Также, по легенде, они принесли с собой каменного идола в виде зеленой женщины, затем завоевали Моче и начали строить храмы и дворцы у моря в долине Ламбаеке. Устная традиция говорит, что 12 поколений вождей правили сиканами. Последнего звали Фемпеллек: он поддался искушению передвинуть идола, что спровоцировало месяц проливных дождей и наводнений, которые уничтожили сиканцев.

Едва ли виноват идол или дожди: археологические находки явно свидетельствуют о том, что конец цивилизации сиканской культуры положили народы Чиму, основавшие царство Чимор, активно противостоящие империи Инков и потерпевшие от нее поражение.

Реконструкция одного из захоронений сиканской культуры в Уака-Лоро, Национальный музей Сикана, Перу / ©Alicia McDermott

Погребальные обряды занимали важное место в сиканской культуре — речь, конечно, идет о похоронных церемониях знати (по погребениям простолюдинов ученые пока не накопили достаточное количество материала). Об этом говорит и само строительство (из дерева, камня, грунта) гробниц, и человеческие жертвоприношения. Кроме того, захоронения просто нагружены могильными принадлежностями, а это еще одна причина повышенного внимания к ним. Например, в одной из гробниц обнаружили около 1,2 тонны разнообразных надгробных предметов. Большинство сделаны из мышьяковистой меди (медь с примесью мышьяка, она несколько прочнее чистой), тумбаги (сплав золота и меди) или золота высокой пробы.