Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Ученые узнали, зачем перуанцы раскрашивали черепа
Уже тысячу лет назад народ чинча, живший на территории современного Перу, украшал останки своих предков красным пигментом. С приходом европейцев традиция не прервалась, а в некоторых местах даже усилилась. Авторы нового исследования полагают, что узнали причину этого.
В Journal of Anthropological Archaeology вышла работа с результатами исследования находок из долины Чинча на юге современного Перу. Эти скелетные останки, а также значительное количество предметов погребального инвентаря извлекли более чем из ста чульп. Чульпа — большое могильное сооружение народа чинча и некоторых их соседей. В чульпах погребали сразу несколько человек.
Кости, ставшие предметом исследования, можно по датировке разделить на три части: первая относится к позднему промежуточному периоду (1000-1400 годы нашей эры), вторая — к позднему горизонту (1400-1532 годы нашей эры) и колониальному периоду (1532-1825 годы). В 38 случаях кости (в основном черепа) были окрашены красным пигментом. Причем они относятся ко всем трем периодам.

Авторы работы обнаружили, что художники применяли различные виды красной краски и что только у некоторых людей кости были окрашены после смерти.
Использование красного пигмента в похоронных ритуалах насчитывает тысячи лет в Перу и связано с длительными ритуалами в отношении умерших членов общества. «Смерть не была концом, — сказано в статье. — Это был поворотный момент трансформации в другой вид существования и критический переход от одного состояния к другому, обеспечивающий основу для дальнейшей жизни». В этом смысле особенно интригующим выглядит то, что уже после прихода испанцев чинча также продолжили раскрашивать черепа своих предков.
Исследователи взяли образцы красной краски с поверхности различных артефактов и костей, 25 из которых были человеческими черепами. Используя три различных метода — рентгеновскую порошковую дифракцию, рентгеновскую флуоресцентную спектрометрию и лазерную абляцию — они определили состав красных пигментов.
Красная краска на 24 образцах была получена из какой-то железной руды, возможно, гематита, на 13 — из киновари на основе ртути, а на одном — из комбинации этих двух веществ. Дальнейший химический анализ показал, что киноварь была импортирована на сотни километров, в то время как гематит, скорее всего, был получен из местных источников.

Большинство людей, чьи кости были окрашены, оказались взрослыми мужчинами. Но нашлись и исключения: несколько женщин и детей, причем некоторые из них были с зажившими травмами, а у некоторых форма черепа была изменена в младенчестве.
Также исследователи выяснили, как наносили красную краску. «Посмертные художники» использовали для этого текстиль, листья и собственные руки: толстые вертикальные или горизонтальные линии краски на черепах свидетельствуют о том, что рисовать пальцами было совсем не зазорно. Более того, авторы считают, что именно рисование пальцами имело решающее значение для формирования неких сакральных связей между живыми и мертвыми.
Авторы пишут о том, что еще не выяснили, когда именно на кости нанесли краску. Понятно, что это произошло уже после того, как тела были скелетированы. Но вот сколько точно времени прошло между смертью человека и покраской его черепа — только предстоит выяснить.
Дело в том, что некоторые окрашенные кости, особенно черепа, были удалены и помещены над другими могилами — по мнению исследователей, для защиты мертвых. Объединив теории, основанные на андских представлениях о смерти и космологии, с научным анализом раскрашенных скелетов, они предполагают, что проступки против мертвых, такие как мародерство, должны были исправлять живые. «Мы предполагаем, что люди возвращались в потревоженные чульпы, чтобы раскрасить человеческие останки, которые стали оскверненными после европейского вторжения», — сказано в работе.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Раскопки мастерской, погребенной в Помпеях почти 2000 лет назад, помогли археологам больше узнать о римских строительных технологиях, а именно — определить методы изготовления римского бетона и раскрыть секрет его долговечности.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Специфическая тревога из-за ненадежности цифровых образов реальности и иллюзии тотального контроля над действительностью получила название «аффект зомби». Заведующий кафедрой философии НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург Иван Микиртумов исследовал феномен в рамках проекта РНФ «Экзистенциальный опыт в цифровой среде».
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии