Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Кракелюр на шедеврах эпохи Возрождения защитил их от разрушения
Химики установили, что многие картины, написанные на деревянных панелях, в том числе «Мона Лиза», смогли дожить до наших дней именно благодаря мелким трещинам в слое краски.
Команда ученых из Польской академии наук, Страсбургского университета и Йельского университета выяснила, что кракелюр — небольшие трещины на картинах, которые написаны на деревянных панелях — не только не говорит о плохом состоянии шедевров, но, напротив, защищает произведения искусства от воздействия окружающей среды и, следовательно, разрушения.
Самой распространенной основой для живописи служит холст, однако это не всегда было так. В страны Западной Европы холст пришел в начале XVI века, когда для написания своих шедевров его стали использовать художники из Флоренции и Венеции. Вслед за ними такую «базу» переняли представители северных школ, в том числе фламандцы. Таким образом, до XVI века картины писали в основном на деревянных панелях (из дуба, березы, тополя и так далее): к шедеврам так называемой панельной живописи можно отнести «Мона Лизу» Леонардо да Винчи, творения Джованни Беллини, Сандро Ботичелли и других великих художников.
В работе химиков, опубликованной в журнале Heritage Science, предметом изучения стал триптих «Страшный суд» фламандского художника немецкого происхождения Ганса Мемлинга, написанный в 1461-1473 годах.

В частности, они исследовали трещины на первом, грунтовом слое — «гессо» (gesso, в переводе с итальянского — гипс), смесь клея животного происхождения и белого пигмента, который наносили под краску. Этот слой расширяется вместе с древесиной вследствие влажности и сжимается при сухом воздухе, в результате чего на картинах появляются небольшие трещины. Поэтому в музеях существует строгий климат-контроль: температура от 21 до 22 градусов и влажность в пределах 45-55%.
«Современные экологические стандарты для выставок окрашенной древесины допускают только умеренные колебания относительной влажности. Безопасный диапазон был определен на основе лабораторных испытаний, когда трещины начинают образовываться в новом, неповрежденном материале. Однако это не отражает реальность, поскольку картины становятся старше, и на них образуется сеть из кракелюра. Наше исследование более точно отражает эту физическую реальность, с учетом того, как со временем у картин меняется восприимчивость к окружающей среде», — пишет химик из Института катализа и химии поверхностей (Польша) Лукаш Браташ.

Чтобы рассмотреть, как появляются трещины в слоях грунтового слоя, авторы взяли образцы двух деревянных панелей и покрыли их грунтовкой, приготовленной по традиционным рецептам. Дощечки выдержали в течение двух недель при плюс 25 градусах, а затем помещали в разные условия с относительной влажностью в 30, 50, 75 и 90%: такие перепады как раз приводят к растрескиванию слоев краски.
Затем панели просканировали с помощью компьютерной томографии, определив размер дефектов на грунтовочном слое. Эти измерения использовали в создании модели, показывающей, как в дальнейшем будут образовываться трещины. Учитывая упругость материалов и расширение древесины из-за влажности, ученые неожиданно выяснили, что со временем дефекты будут проявляться реже, так как сеть кракелюра не увеличивает, а снижает механическое напряжение внутри картины.
«Напряжение внутри грунта возникает в пространстве между трещинами. Чем больше эти зоны, тем сильнее напряжение, тем легче формируются новые разломы внутри краски. Этот процесс идет до тех пор, пока дистанция между трещинами не снижается до отметки, когда кракелюр перестает формироваться», — объяснил химик.
Однако авторы работы делают оговорку, что выводы их исследования применимы только для тех картин, которые уже имеют трещины. Если во время консервационной обработки или лакирования кракелюр заполнится, уязвимость полотна к воздействию окружающей среды может увеличиться. По мнению химиков, реставраторам следует быть осторожнее при заполнении таких «дефектов», так как именно сеть кракелюра позволяет верхнему слою картины расширяться и сжиматься без отслоения краски, тем самым предотвращая повреждение произведений искусства.
«Результаты дают потенциальное объяснение того, почему исторические панно с развитой сетью кракелюра остаются в сохранности, даже если условия окружающей среды, в которых они хранятся, далеки от идеальных. Мы надеемся, что наши выводы могут помочь развитию и принятию более умеренных стратегий по контролю климата в исторических зданиях и музеях», — подытожили исследователи.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
Новые материалы позволяют построить атомные реакторы и для полетов в космос, и для получения зеленой и более дешевой электроэнергии на Земле. Технологии, лежащие в основе их создания, помогают даже выращивать биологические ткани для замены поврежденных. Мы поговорили обо всем этом с научным руководителем направления «Материалы и технологии» Госкорпорации «Росатом», первым заместителем директора частного учреждения «Наука и инновации» Алексеем Дубом.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Зоологи из Университета Нового Южного Уэльса выяснили, что слоны Ботсваны реагируют на жужжание пчел гораздо спокойнее, чем их сородичи в Восточной Африке. Это открытие осложняет внедрение экологичных методов защиты урожая: то, что пугает животных в Кении, здесь может не сработать.
Команда психолингвистов Центра языка и мозга НИУ ВШЭ обнаружила, что у подростков в возрасте 15–18 лет навыки фонологической обработки продолжают влиять на скорость чтения текстов. Это открытие опровергает убеждение, что к подростковому возрасту эти навыки уже не играют значимой роли в беглости чтения.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
С 2010-х в «Роскосмосе» говорили: будущая РОС сможет пролетать над полюсом, что даст ей возможности для новых научных экспериментов. Но вскоре после того, как в ноябре 2025 года Россия временно лишилась возможности запускать людей в космос, эта позиция изменилась. В результате запускать космонавтов с космодромов нашей страны станет довольно сложно.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии