25.05.2023

Шедевры датской живописи оказались написаны с помощью пива

4.8

Начало XIX века было золотым веком для датского искусства и пивоварения. Связь между ними оказалась самой непосредственной: ученые показали, что мастера живописи грунтовали и лакировали свои полотна, используя остатки пивного производства.

«Женщина перед зеркалом». Кристоффер Вильхельм Эккерсберг, 1841 год (фрагмент)
«Женщина перед зеркалом». Кристоффер Вильхельм Эккерсберг, 1841 год (фрагмент) / ©Hirschsprung Collection / Автор: Александр Литвинов

Первая половина XIX века считается золотой эрой в истории культуры Дании. В литературе она связана с именами Ханса Кристиана Андерсена и Сёрена Кьеркегора, в живописи — Кристоффера Эккерсберга, Константина Хансена, Кристена Кёбке и других. В этот период расцвело и местное пивоварение. Достаточно сказать, что именно тогда было открыто ныне всемирно известное производство Carlsberg.

Пиво оказало непосредственное влияние на полотна мастеров золотого века Дании. С помощью зерен и дрожжей, которые использовали для его приготовления, художники подготавливали холст к нанесению красок. Это выяснили ученые из Королевской академии в Копенгагене, статья которых опубликована в журнале Science Advances.

Прежде чем наносить краски на полотно, его грунтуют. Грунт не дает краскам впитываться в ткань и при этом не позволяет осыпаться. Сегодня для этого применяют, например, джессо — смесь желатинового клея, мела и белил с добавлением фенола, который препятствует росту грибков. Но в прошлом готовых материалов для грунтовки не было, и художники самостоятельно искали оптимальные комбинации.

Архивы сохранили записи о том, что некоторые датские мастера начала XIX века использовали отходы пивного производства в составе своих грунтов. Чтобы проверить эти сообщения, Сесил Андерсен (Cecil Andersen) и ее коллеги проанализировали химический состав десяти картин кисти Кристоффера Эккерсберга и Кристена Кёбке.

Сами полотна ученые даже не трогали, взяв крошечные образцы, которые были забраны еще в 1960-х и с тех пор оставались законсервированными. Чтобы определить молекулярный состав грунтов, их исследовали с помощью масс-спектрометрии. Анализ показал, что в образцах содержатся белки из зерен, которые используют в пивоварении, включая ячмень, гречиху, пшеницу и рожь, а также протеины пивных дрожжей Saccharomyces cerevisiae. Они могли делать грунт более клейким, ровным и стабильным после нанесения.

Ученые предполагают, что в то время датские пивоварни могли широко продавать остатки от производства напитка местным художникам. Ранее уже было показано, что такие вещества входили в состав лака, которым покрывали готовые картины, укрепляя их и придавая мягкий блеск. Теперь оказалось, что пиво использовали и в основе живописных шедевров того времени.