Расшифровка ДНК крестоносцев указала на генетическое многообразие — Naked Science

Расшифровка ДНК крестоносцев указала на генетическое многообразие

Исследователи нашли новые доказательства того, что в рядах средневековых крестоносцев были уроженцы самых разных уголков Земли.

1552828030_0_0_2287_1312_1440x900_80_0_1_3d07807d3e46d2dd16eec6d4c0b4c403

Крестовые походы — обобщенное название целой серии религиозных военных походов, совершенных европейцами в XI-XV веках. Первый Крестовый поход организовали в 1096 году по решению папы римского Урбана II. Главной целью декларировали поддержку восточных христиан в их противостоянии с мусульманами-сельджуками в Малой Азии. Дополнительная цель — установление контроля над священным как для христиан, так и для мусульман Иерусалимом.

Сначала свое воззвание Урбан II адресовал конкретно к французскому рыцарству, однако уже вскоре поход принял характер масштабной общеевропейской военной кампании.

Сейчас ученые получили возможность определить конкретный этнический состав участников Крестовых походов. Это стало возможным благодаря находке ливанских археологов: они обнаружили рядом со средневековым городом Сидон захоронение нескольких десятков человек. Сейчас город называется Сайда и является третьим по величине ливанским населенным пунктом.

Кости, найденные при раскопках / ©phys.org

Воины погибли в XIII веке. Вещи европейского происхождения, в частности металлические пряжки, позволяют утверждать, что речь идет конкретно о крестоносцах.

Анализ ДНК показал, что перед исследователями — невероятно «пестрый» этнический состав. «Мы получили уникальную возможность раскрыть происхождение простых крестоносцев. Они были не только европейцами — оказалось, что в то время Ближний Восток был невероятно пестрым с генетической точки зрения. И выходцы из Европы, и местные жители, и их общие потомки сражались, жили и умирали бок о бок друг с другом», — говорит представляющий британский Институт Сангера Марк Хабер (Marc Haber)

Ученые выяснили, что трое воинов имели европейское происхождение, а четверо их соратников были местными жителями. Еще двое имели элементы как европейской, так и ближневосточной ДНК, что говорит о смешениях завоевателей и местных жителей. Важным аспектом исследователи считают полное отсутствие следов крестоносцев в ДНК современных ливанцев. Последние оказались более близки к античным жителям Ближнего Востока, нежели к средневековым европейцам.

Напомним, в феврале стало известно, что в замке крестоносцев Крак-де-Шевалье обнаружили тайную комнату. По мнению ученых, там могли готовить вино, а кроме того, в помещении могла располагаться прачечная. Исследователи не исключают, что комнату, возможно, замуровали мамлюки после захвата крепости.

Ну а одной из самых противоречивых археологических находок стала «пирамида», возраст которой, по некоторым оценкам, может превышать 20 тысяч лет.