5 судьбоносных археологических находок - Naked ScienceNaked Science
17.07.2015, 10:38
Naked Science

5 судьбоносных археологических находок

Величайшие археологические находки - берестяные грамоты, гнёздовские курганы, денисовский человек, старорязанские клады, Мангазея.

Birch_bark_N109
Берестяные грамоты
Гнёздовские курганы

Так называют комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, которые расположены вблизи поселка Гнёздово на берегу Днепра в 12 км к западу от Смоленска. Считается одним из самых значительных археологических памятников культуры смоленских длинных курганов, крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы.

В курганах покоятся как богатые воины со всем скарбом их военного вооружения, так и простые горожане с их многочисленными бытовыми вещами. В Гнёздовских могильниках найдено около трети всех обнаруженных на территории Восточной Европы скандинавских языческих амулетов, которые называют еще «молоточками Тора».

Такое количество скандинавских предметов IX-X веков говорит в пользу того, что в те времена варяги не только проникали в среднее течение Днепра, но и селились в этих краях.

Денисовский человек

Останки этого ископаемого и четвертого вида человечества (другие три – собственно, Homo sapiens, неандертальцы и люди с острова Флорес) в 2008 году были найдены в ставшей впоследствии знаменитой Денисовой пещере на Алтае группой археологов под руководством Анатолия Деревянко. Подробнее о всех четырех видах ископаемых людей читайте в интервью известного российского антрополога Станислава Дробышевского (журнал Naked Science за июль-август 2014 года).

Несмотря на то, что останки денисовского человека были (и остаются) крайне скудны – всего лишь фаланга мизинца и зуб, – ученые смогли извлечь из них ДНК. Тогда-то и выяснилось, что останки не принадлежат ни Homo sapiens, ни неандертальцам (ни, разумеется, флоресейцам, которые жили за тысячи километров на изолированном острове Флорес), а четвертому, новому виду человечества. Результаты анализа ДНК показали, что денисовские люди, как и неандертальцы, смешивались с кроманьонцами. Правда, это касается лишь малазийцев и аборигенов Австралии: именно в их жилах течет кровь денисовцев.

Туристы возле Денисовой пещеры / ©Flickr

Старорязанские клады

Старая Рязань – не только один из самых крупных древнерусских городов, но и самое большое археологическое городище в России на сегодняшний день. Только площадь его городских укреплений равна 60 гектарам. Город уничтожило монгольское нашествие Бату-хана (хана Батыя) в 1237 году. В течение последующих столетий крестьяне раскапывали старорязанское городище и находили множество ценных предметов. Из них сохранились только те, что были найдены в XIX веке и позже. Одной из таких замечательных находок стал найденный крестьянином в 1822 году клад, который хранится сегодня в Оружейной палате в Москве. Клад представляет собой золотые предметы, общий вес которых составляет 2,807 кг. Находка носит название «рязанских барм» (оплечий), и ученые до сих пор спорят о назначении этих украшений. Однако главная ценность рязанских барм – это медальоны с образами Богоматери в позе Оранты (молящейся) византийской работы.

Старорязанские клады также включают в себя раскопанные археологами руины древнего кафедрального собора, каменные саркофаги, в которых покоились останки рязанских князей и княгинь, руины Борисоглебского собора и другие захоронения.

Мангазея

Такое название носил первый русский заполярный город XVII века. Он возник в 1607 году на реке Таз в Сибири. Создан он был, в первую очередь, для осуществления правительственного контроля за Мангазейским морским ходом, соединявшим Беломорье и Приобье. Через Мангазею в Сибирь везли муку, хлеб, соль и другие товары, а вывозили огромное количество пушнины. Город был богат, о его богатстве даже слагали легенды, называя Мангазею «златокипящей».

Увы, город просуществовал меньше века – жители покинули Мангазею. Главную в роль в этом сыграло общее изменение путей колонизации Сибири, а еще – оскудение местных пушных промыслов. Мангазея стала неинтересной для ее горожан. Но не для археологов. Первые раскопки в этих местах провел в 1862 году Ю.И. Кушелевский. В ходе раскопок выяснилось, что Мангазея имела типичное для древнерусских городов деление на город (кремль) и посад.

Карта города Мангазеи с окрестностями конца XVII века из “Чертежной книги Сибири, составленной тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 году”, — Санкт-Петербург, 1882 / ©Flickr

Новый подход помог астрофизикам рассмотреть крохотную галактику из далекого прошлого нашей Вселенной.