Вулкан, ставший одной из возможных причин сокращения численности наших предков, может быть опасным до сих пор — Naked Science

Международная команда ученых выяснила, что вулкан Тоба на острове Суматра остается активным и опасным на протяжении тысяч лет после суперизвержения, как и другие подобные «огненные горы».

Озеро Тоба внутри огромной кальдеры вулкана с одноименным названием / ©Getty images

Супервулканы — вроде Тобы на Суматре — вызывают самые крупные извержения на Земле. Есть мнение, что причиной знаменитого «бутылочного горлышка», через которое прошли наши предки, когда их популяция со ста тысяч человек сократилась до десяти тысяч, могло быть как раз извержение Тобы примерно 74 тысячи лет назад.

После этого мир как минимум на шесть лет окутала вулканическая зима (хотя некоторые исследования говорят, что подобное извержение не могло способствовать продолжительному периоду «без лета»). Чтобы оценить масштаб бедствия, достаточно сказать, что толщина отложений вулканического пепла в Малайзии достигла девяти метров, а в далекой Индии — шести метров.

После этого на Земле на целое тысячелетие воцарился очередной пик оледенения. Это могло стать одной из причин формирования в Европе нового вида людей — неандертальцев, которые, как известно, были хорошо адаптированы к холодному климату. Супервулканы в принципе извергаются несколько раз с интервалом в десятки тысяч лет. Причем неизвестно, что происходит между этими событиями. Понимание периодов покоя определит возможность предсказания крупных извержений в будущем.

Ученые из Государственного университета Орегона (США), университетов Кертина (Австралия) и Гейдельберга (Германия), а также Геологического агентства Индонезии использовали геохронологические данные, байесовский статистический метод и моделирование термической истории полевого шпата в районе вулкана Тоба. Свое исследование они опубликовали в журнале Nature: Earth and Environment Sciences.

Исследователи показали, что магма продолжала сочиться из кальдеры в течение пяти-тринадцати тысяч лет после суперизвержения Тобы. Полученные данные поставили под сомнение существующие знания об извержениях. «Теперь мы должны учитывать, что они могут происходить даже в том случае, если под вулканом не обнаруживается жидкая магма. Таким образом, концепция предсказаний извержений требует пересмотра», — заявил один из авторов статьи, Мартин Данишик из Университета Кертина.