12.01.2022
32 201

Ученые нашли новые факторы триасового вымирания

4.8

Международная команда исследователей пришла к выводу, что триасово-юрское вымирание спровоцировали вулканы. Из-за этого в океане поднялся уровень кислотности и сероводорода, пагубно сказавшийся на всех морских организмах.

Ученые нашли новые факторы триасового вымирания / ©Getty images

Триасово-юрское вымирание отмечает границу между триасовым и юрским периодами 201,3 миллиона лет назад. Оно считается крупнейшим из вымираний мезозойской эры. Тогда с лица Земли исчез целый класс конодонтов, составлявших 20 процентов всех морских семейств, вымерли самые распространенные круротарзы (нединозавроподобные архозавры), некоторые терапсиды (синапсиды, к которым относятся млекопитающие и их вымершие родственники) и многие виды земноводных. Триасовое вымирание было довольно быстрым: оно произошло менее чем за 10 тысяч лет и случилось непосредственно перед распадом Пангеи.

Существует много гипотез о причинах вымирания. Одна из них — изменение климата и отклонение уровня Мирового океана. Другие — падение астроида и массовое извержение вулканов. Каждая из них имеет как свои достоинства, так и недостатки. Ученые из университетов Кертина (Австралия), Саутгемптона (Великобритания), Колумбийского и Массачусетского технологического института (США) склоняются к «вулканической» версии. Им удалось выяснить дополнительные аспекты, связанные с этой гипотезой.

Авторы работы, опубликованной в журнале Geology, изучали микроскопические окаменелости из горных пород бассейна Бристольского канала на юго-западе Великобритании. В результате они выявили два механизма, которые могут быть ответственны за массовое вымирание.

Из-за извержений подводных вулканов воды Мирового океана, по мнению исследователей, становились более кислыми, что подавляло рост всех морских обитателей, использующих карбонат кальция для создания раковин и других частей своего тела. Кроме того, в этот период, согласно выводам ученых, вырос и уровень сероводорода в океане, который был чрезвычайно токсичен для всех морских обитателей. Опыт триасового вымирания, отмечают ученые, может много рассказать и о современном состоянии окружающей среды и яснее осознать последствия глобального потепления.