Гигантский «плот» из пемзы переплыл океан — Naked Science

Гигантский «плот» из пемзы переплыл океан

4.3

В августе прошлого года ученые заметили «плавучий остров» в Тихом океане, который образовался в результате извержения подводной гряды вулканов Тонга. Спустя ровно год махина размером с 20 тысяч футбольных полей причалила к восточным берегам Австралии. Ученые возлагают на плот вулканической породы надежды в спасении погибающего Большого Барьерного рифа.

Фотография гигантского плавучего “плота” из пемзы в Тихом океане / ©www.sciencealert.com

Плавучий «ковер» состоит из огромного числа кусочков пемзы, на которых живут миллионы рифообразующих организмов — водоросли, ракушки и кораллы. Именно они, по мнению ученых из Квинслендского технологического университета (Австралия), должны стать «витаминной добавкой» для Большого Барьерного рифа.

Подобные явления происходят не впервые, однако последнее событие поражает своими масштабами. Сайт университета сообщает, что причалившая к восточному берегу Австралии пемзовая «платформа», дрейфовавшая в Тихом океане ровно год, растянулась на 1300 километров в длину.

Гигантский плот из пемзы / ©YouTube

«Каждый кусочек пемзы — дом и средство передвижения для множества организмов, и это потрясающе», — говорит геолог, доцент и исследователь подобных явлений Скотт Брайан из Квинслендского технологического университета. Ученый исследует подобные вулканические плоты в течение почти 20 лет.

Профессор Скотт Брайан изучает пемзу, выброшенную на берег Австралии / ©www.qut.edu.au

Он отмечает, что подводные извержения происходят нередко, но при этом многие куски пемзы тонут в океане сразу после извержения, другие же остаются плавать на поверхности в виде огромных плотов. Почему так происходит, ученые пока не знают. Зато предполагают, что подобные явления и помогли образовать в свое время сам Большой Барьерный риф.

Образцы пемзы, выброшенные на берег Австралии / ©www.qut.edu.au

В свою очередь, такие плавучие «ковры» могут представлять опасность для небольших судов и даже пагубно влиять на экосистему береговой линии. Но нынешняя платформа, как надеются исследователи, должна, наоборот, помочь реанимировать Большой Барьерный риф, который подвергается обесцвечиванию кораллов из-за глобального потепления. При этом Скотт Брайн говорит, что подобные плоты, конечно, не панацея, а лишь «витаминный укол» для рифа.

Кстати, вулкан, образовавший плот, отнюдь не успокоился: он активен и, более того, продолжает подниматься со дна океана на поверхность, поэтому в будущем, как прогнозируют специалисты, на этом месте возникнет новый вулканический остров. Скотт Брайан, изучавший вулкан, считает, что это произойдет уже в ближайшие годы.