Найден простой способ сделать ветрогенераторы гораздо безопаснее для птиц — Naked Science
Денис Гордеев

Найден простой способ сделать ветрогенераторы гораздо безопаснее для птиц

3.9

Обычная черная краска может сократить число погибших птиц более чем на 70%.

Ветрогенераторы
Ветрогенераторы можно сделать еще более дружественными к природе / Giphy

Генерация ветровой энергии не наносит такого вреда окружающей природе, как, например, добыча и сжигание угля или нефти. Однако определенный вред ветрогенераторы все же несут: об их лопасти постоянно разбиваются и гибнут птицы. Это происходит из-за того, что у птиц периферийное зрение развито лучше фронтального, поэтому они не видят вращающиеся лопасти.

Ученые из Норвежского института исследований природы нашли относительно простой и недорогой способ сделать ветрогенераторы гораздо безопаснее для пернатых. А все, что для этого нужно, — краска. Оказалось, если хотя бы одну лопасть трехлопастной ветровой турбины выкрасить в черный цвет, это снизит число погибших птиц на 72%.

Исследователи провели эксперимент на острове Смела у западного побережья Норвегии. Они окрасили четыре ветрогенератора и сравнили, сколько птиц погибло, наткнувшись на их лопасти. Количество жертв этих электростанций сравнили с числом пернатых, которые умерли при столкновении с четырьмя неокрашенными генераторами по соседству.

Ветрогенераторы с выкрашенной лопастью / May, Stokke et al., Ecology and Evolution, 2020

Количество мертвых птиц возле восьми ветрогенераторов, включенных в исследование, проверяли на протяжении 11 лет — 7,5 года до покраски лопастей и 3,5 года после покраски. Поиск тушек вели при помощи специально натренированных псов.

По результатам исследования, опубликованным в издании Ecology and Evolution, всего за время исследования от столкновения с восемью турбинами погибли 82 птицы (в их числе — 40 белых куропаток, данные по которым не были включены в итоговые результаты). Чаще всего жертвами становились крупные хищные птицы, такие как ястребы и орлы. После того как на четырех ветровых турбинах окрасили по одной лопасти, количество птиц, погибших при столкновении с ними, значимо сократилось (семь против 18 до окрашивания, без учета куропаток). Число жертв от столкновения с неокрашенными турбинами, напротив, возросло (11 против шести).

Количество погибших птиц на контрольной и экспериментальной группах ветрогенераторов до и после окрашивания одной из лопастей / May, Stokke et al., Ecology and Evolution, 2020

Наибольшую пользу от покраски лопастей получили орланы-белохвосты, крупные птицы из семейства ястребиных. До нанесения краски шесть таких орланов погибли от столкновения с ветрогенераторами, включенными в исследование; после покраски не было найдено ни одного трупа этих птиц.

Цифры, приведенные в исследовании, могут показаться не особо впечатляющими. Но если данные, полученные на восьми “ветряных мельницах”, экстраполировать на общее количество ветрогенераторов в конкретной стране, результат покраски лопастей может оказаться значительным. Так, по оценкам экологов, только на территории Великобритании ветровые турбины становятся причиной гибели более 100 тысяч птиц в год.

Ранее мы также писали о том, что попугаи кеа оказались способны правильно взвешивать шансы, а территорию Украины и Молдавии назвали родиной современных страусов