Возможно банкротство: стало известно, сколько «Роскосмос» потеряет от ввода в эксплуатацию Crew Dragon — Naked Science

Озвучена сумма финансовых потерь российского космического ведомства после ввода в эксплуатацию нового пилотируемого космического корабля от SpaceX.

Главной новостью предыдущей недели стал первый старт космического корабля Dragon V2, или Crew Dragon. Аппарат запустили при помощи ракеты-носителя Falcon 9 Block 5, после чего он успешно пристыковался к Международной космической станции. На его борту, впрочем, не было людей: их роль частично взял на себя манекен по имени Рипли, названный в честь героини научно-фантастической саги «Чужой». Кроме этого, космический аппарат доставил на станцию примерно 180 килограммов разных грузов для членов экипажа МКС.

Запуск уже успели назвать историческим: он и правда имеет колоссальное значение как для SpaceX, так и для всей американской космической индустрии. Она, напомним, осталась без пилотируемых космических кораблей еще в 2011 году, после последнего старта «Шаттла».

Однако более важное значение запуск Crew Dragon имеет для России, которая рискует раз и навсегда утратить монополию на отправку людей к МКС. Напомним, сейчас экипажи доставляются на борт станции  исключительно с помощью российских «Союзов».

Космический корабль «Союз» / ©wikipedia

Эти старты были важной частью финансирования «Роскосмоса». «Мы в среднем в год запускаем шесть американцев на МКС, по 80 миллионов (долларов. — Прим. NS), то есть получается где-то полмиллиарда в год. Теперь эта сумма в 2019 году отработается по обычному режиму, два контракта на 2020 год. И все. Этот источник закрылся, если, конечно, все пойдет по плану», — сказал научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Это очень большая часть дохода российской космической индустрии. Напомним, согласно ранее представленным данным, финансирование всей Федеральной космической программы на 2016-2025 годы составит 1,4 триллиона рублей.

В целом Моисеев крайне негативно настроен относительно перспектив российского космического ведомства. «Мы не можем ничего предложить на международном рынке, нас оттуда в последние годы вытеснили полностью. Еще остался хороший контракт с OneWeb на миллиард. А так практически ничего нет», — заявил он.

Столь весомые трудности, впрочем, парадоксальным образом не мешают «Роскосмосу» работать над невероятно затратными лунными программами. В рамках освоения Луны Россия, в частности, планирует создать новую сверхтяжелую ракету «Дон», которая должна стать развитием «Енисея» и  мощнейшей во всей отечественной истории.

Все научные и прикладные проекты после закрытия МКС будут обеспечиваться аппаратами, а пилотируемые полёты полностью уйдут в коммерческий сектор. Поэтому, речь здесь может идти о том, какую долю этого рынка получит РФ. В принципе, для полётов туристов подойдут и Союзы, но проблема в том, что билет на Союз будет стоить дороже, чем на Дракон, а если демпинговать, то разоришься. Ракета Р7 и её дальнейшее развитие Союз не самая экономичная система вывода груза в космос.
Человечество должно двигаться вперед в деле освоения Космоса! Если мы хромаем на обе ноги, пусть другие летают. Прогресс не остановить. Молодец Маск !
    Зачем нам космос, мы же сразу в рай попадем, а остальные просто сдохнут! Потому все остальные так торопятся улететь :)
Сергей Гарбко
Прекратить истерику! Разумеется, весьма похвально и достойно уважения, что НАСА (надеюсь, тут идиотов, верующих что контора Макса в части ИТР не есть подразделение НАСА?) смогло, попутно растворив в пространстве многие миллиарды, повторить в 2018 году российский "Восход" середины 60-х. Однако, проведено два успешных запуска и можно делать некоторые выводы. А они следующие: В стыковку оно НЕ МОЖЕТ: выбрасывают капсулу по баллистической траектории без возможности коррекции. Запаса рабочего тела в двигателях хватает только на ОДНОКРАТНОЕ торможение, чтоб не разнести станцию к чертям собачьим. Потом безжизненное тело кранами подтаскивают к МКС. Посадка тоже с одной коррекцией, что исключает возможность надежной коррекции траектории в случае возникновения нештатной ситуации. А, как мы знаем, то, что может пойти не так - пойдет не так. Понятно, что не от хорошей жизни всё это: цель увеличить весовую отдачу (соотношение массы груза и массы конструкции). К сожалению, мы видим, что пошли по пути жертвования критичным функционалом. Добавляем традиционные проблемы амеров с системой жизнеобеспечения (опять таки, проистекает из концепции, обусловлена исторически), не забываем про полное отсутствие САС (то есть и близко аналога российской, триумфально сработавшей пару месяцев назад нет и не предвидится). Вспоминаем о диком стартовом протоколе: заправляют ракету под огромным давлением с уже загруженным Драгуном!!! Что же в сухом остатке? НАСА таки смогло повторить российский космический корабль "Восход", но копия получилась маленько нелицензионная и никаких сомнений, что количество загруженных тушек довольно заметно разойдется с количеством выгрузившихся (если вообще кто рискнет туда загружаться по своей воле) нет. Про экономику (это поделие продают в четыре раза дороже космического корабля здорового человека) вообще ничего не говорим.
    Ну не слышал человек ничего о программе Союз-Аполлон :) когда в далеком 1975 г. американский Аполлон стыковался с советским Союзом. Не знает об американской станции Скайлэб (1973-1974 г.) Зато "знает" что контора Маска подразделение NASA. Ну да трудно представить что где-то есть бизнесмены которые вкладывают заработанные (основатель PayPal) деньги не в яхты и дворцы а в освоение космоса. Не без государственной поддержки конечно. И все же "контора Маска" частная компания.
    "Российский космический корабль Восход". Ждём от вас новых перлов!
      Он еще что нибудь про Луну расскажет !
Евгений Казаков
Думали, амеры будут вечно покупать модернизированный советский ракетный двигатель и летать на дремучих союзах?) Чего и следовало ожидать. А дальше - китайцы поднапрут, уже недолго. Останемся посмешищем, с проеданием советского наследия, скрепами и роснанами
Станислав Коровкин
Я Вас умоляю! Ну будут запускать на один Союз меньше. Делов то... А так с 3 запусков к МКС денег Роскосмосу хватит только на пирожки. Уверен - основное финансирование у них идут из других источников. Да и как то жили они 90-е и нулевые, когда Шаттлы летали и ничего. Так что расслабьтесь - ничего не изменится, как бы некоторым бы этого не хотелось. ПС. А вот Боингу и другим старичкам на рынке космических запусков придется туго, это однозначно.
    Александр Кирсанов
    а с чего это Боингу туго придется? У него параллельно разработкам Спейсов своя пилотируемая программа и свои ракеты, они с Илоном идут ноздря в ноздрю по срокам и прямые конкуренты на фоне всех пяти частных компаний что сейчас идут в космос.
neuromancer
Чего и следовало ожидать. Больше всего удивляет как на россии летают на ракетах древнесоветской технологии и никто еще не погиб.
Vladimir Vladimir
1.4 трл рублей это около 20 млрд дол . Это только гражданская программа . Уверен что в 2-3 раза больше идет через министерство обороны . Так что потеря 400 млн в год это конечно плохо , но не так смертельно как описано здесь. Мы же не думали что американцы вечно на наших ракетах летать будут . Девять лет летали и это уже огромное наше достижение.Я вообще поражаюсь как это вообще было возможно после бардака и развала 90 гг !!
    А мне кажется, что думали. Какую бы новость про космические полёты ни выложили - везде бахвальство "а вот мы пендосов на своих ракетах возим, не будем возить и будут они сидеть без космоса". Никто не думает о перспективах.
    1.4 трлн. рублей - это за десять лет, а не за год. Да и запуски для МО РФ при всем желании не могут стоить столько, сколько для NASA. Штаты - самый щедрый заказчик.
Виктор Огородов
Допрыгались на батуте во главе с Рогозиным. Наша беда в том,что у нас сейчас всем заправляют не специалисты, а сваты да браты, для которых главное свои карманы набить. Рожденные ползать летать не могут.
    Я это давно знал, еще когда ура-патриоты орали про батуты, " без наших двигателе никуда!", " даже сортир наш используют!" и прочий шлак. Вот и будут теперь сидеть со своим сортиром и "Союзом" из прошлого века !
    Дело не в Рогозине, он - лишь часть системы, изгоняющей умных и талантливых, без которых новое не придумывается.
    Кирилл Ганьшин
    И как все, что Вы написали связано с темой статьи? Был бы не Рогозин, а кто-то от святого Алеши например, то спейс икс корабль не придумали? Маск почесал бы репу и сказал: "Зачем я буду получать много денег, что-то придумывать, делать, пусть НАСА и дальше отдает деньги русским, там же не Рогозин, не сват да брат".
      Alexander Beliovski
      Кто написал Рогозину диссертацию ДТН - о чем она? Почему видеозапись сборки началась только после аварии с американским космонавтом - раньше не дотумкал О чем думал эти годы, когда на Прогрессе датчик вверх ногами прикрепили. Неадекватность на каждом шагу. Пренебрежение к анализу стороннего опыта - того же "Маска". Маск не сам придумывает - использует все, "что выработало прогрессивное человечество". ПД14 без редуктора-скажут по керосину прожорлив, двадцать лет потеряли - углеволокно не грели и не тянули, людей уволили - в триллионный рынок не вписались. Рынок гражданских самолетов упустили.