14.05.2022
16 151

В NASA заявили об административных трудностях, с которыми столкнулись астронавты из-за санкций против России

В Национальном управлении по аэронавтике и исследованию космического пространства Соединенных Штатов считают, что антироссийские санкции не отразились на работе МКС, однако создали трудности для американцев, работающих в России.

Американский астронавт во время выхода в открытый космос на МКС
Американский астронавт во время выхода в открытый космос на МКС, ноябрь 2019 года / © NASA

Советники Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства США (NASA) заявили, что хотя сотрудничество с Россией на МКС продолжается и работа экипажа станции в целом не столкнулась с «серьезными перерывами», санкции против Москвы из-за спецоперации на Украине начинают сказываться на некоторых видах деятельности.

«Работа, обучение и подготовка в Москве, которые проходят и всегда проходили в рамках нашего международного партнерства с Россией на Международной космической станции, продолжаются без каких-либо серьезных перерывов. Все выглядит так, как было всегда. Команды работают вместе», — сказала бывший астронавт и генерал-лейтенант Военно-воздушных сил в отставке Сьюзан Хелмс.

По ее словам, у астронавтов нет проблем с получением российских виз и доступом в Звездный городок в Подмосковье, где находится Центр подготовки космонавтов («Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина»), располагающий современными комплексами тренажеров орбитальных модулей МКС и транспортных пилотируемых кораблей «Союз».

Но, подчеркнула Хелмс, российско-американское партнерство начало испытывать на себе влияние санкций, которые США, Евросоюз и некоторые другие страны ввели против Москвы. «Геополитические санкции, наложенные на Россию <…>, создали среду, в которой становятся очевидными некоторые административные трудности», — отметила она, подчеркнув, что это особенно сказывается на сотрудниках NASA.

В пример Хелмс привела некоторые достаточно обыденные моменты: ограничения в поездках (за последние месяцы международные авиакомпании резко сократили или вовсе приостановили полеты в Россию); невозможность использовать банковские карты (Visa, MasterCard и American Express в начале марта прекратили работу и операции на территории России). К тому же некоторые сотрудники космического агентства США и их семьи «добровольно» уехали из России.

Тем не менее советники поддерживают идею обмениваться местами на кораблях: чтобы астронавты летали к МКС на «Союзах», а космонавты «Роскосмоса» — на частных американских кораблях, в частности Crew Dragon от компании SpaceX. Правда, решение о «перекрестных полетах» пока не принято: как заявил несколько недель назад руководитель американской программы МКС Джоэл Монтальбано, NASA все еще ждет, когда российское Министерство иностранных дел одобрит соответствующее соглашение. Ранее программу обмена планировали начать осенью-2022, с декабря российские космонавты приступили к тренировкам в США.

Есть вероятность, что после 2024 года Россия завершит участие в программе Международной космической станции. В начале апреля «Роскосмос» получил ответы от глав NASA, ESA и CSA на требование снять санкции против предприятий госкорпорации, чтобы продолжать сотрудничество по МКС, а те оказались «под копирку» и явно намекали на отказ. По словам руководителя госкорпорации Дмитрия Рогозина, в скором времени о ситуации доложат Владимиру Путину, а потом о решении сообщат партнерам — США, Европе и Японии.

Upd. Дмитрий Рогозин в интервью телеканалу «Россия-24» заявил, что предложение о «перекрестных полетах» — инициатива NASA, поскольку астронавты не хотят утратить «навыки полета на российских кораблях». Однако российским космонавтам не разрешат летать на Boeing Starliner, так как «Роскосмос» не хочет рисковать их жизнями.

«Он аварийно слетал в первый раз. Второй раз вообще не смог летать. Сейчас они попытаются его запустить, но на него мы точно никого не посадим из наших космонавтов», — сказал глава госкорпорации.