SpaceX получила контракт NASA по доставке астронавтов на Луну — Naked Science

SpaceX получила контракт NASA по доставке астронавтов на Луну

5.8

Компания Илона Маска стала разработчиком посадочного модуля, который уже через несколько лет должен обеспечить «триумфальное возвращение» астронавтов на поверхность земного спутника.

Концепт посадочного модуля космического корабля SpaceX Starship
Концепт посадочного модуля космического корабля SpaceX Starship, который доставит астронавтов на поверхность Луны по программе Artemis / © SpaceX

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США выдало SpaceX контракт на сумму в 2,9 миллиарда долларов, подразумевающий разработку первого коммерческого посадочного модуля. Он может впервые с 1970-х доставить американских астронавтов на Луну в рамках миссии Artemis.

Компания Илона Маска, таким образом, обогнала не только Blue Origin Джеффа Безоса, которая давно сотрудничает с аэрокосмическими гигантами вроде Lockheed Martin, Northrop Grumman и Drape, но и Dynetics — оборонного подрядчика, базирующегося в Хантсвилле, штат Алабама. Что касается других крупных программ, NASA выбрало для них нескольких поставщиков, чтобы обеспечить конкуренцию и резерв на случай, если одна из компаний не сможет выполнить поставку.

«Это захватывающее время для NASA и особенно для команды Artemis, — отметила Лиза Уотсон-Морган, руководитель программы HLS (Human Landing System) в Центре космических полетов имени Маршалла. — За время программы “Аполлон” мы доказали, что возможно сделать, казалось бы, невозможное: высадить людей на Луну. Применяя совместный подход к работе с промышленностью и проверенные технические знания и возможности NASA, мы снова вернем астронавтов на поверхность Луны, на этот раз — для изучения новых областей».

В прошлом году SpaceX, Blue Origin и Dynetics выдали первоначальные контракты на разработку концепции посадочных модулей. Но поскольку в 2021 финансовом году NASA выделили лишь 850 миллионов долларов на программу HLS (примерно четверть от запрашиваемой суммы), агентству пришлось выбирать одну компанию-победителя, и проект SpaceX оказался заметно дешевле. «У нас недостаточно средств, чтобы даже попытаться договориться о цене с Blue Origin», — заявила Кэти Людерс, руководитель программы пилотируемых космических полетов. Что касается Dynetics, то, по словам Людерс, их предложение «в целом имеет ограниченные достоинства и только частично соответствует целям, заложенным в запросе».

О старте программы Artemis объявили в 2019 году. Первый запуск (Artemis 1) надеются провести в конце 2021-го, хотя сроки неоднократно переносили. Во время него не предполагается присутствие экипажа: на орбиту Луны люди попадут в 2023 году, в составе миссии Artemis 2, а высадка на поверхность спутника запланирована на 2024-й. Ключевые компоненты программы — ракета-носитель сверхтяжелого класса SLS, а также корабль Orion.

«Мощная ракета Space Launch System запустит четырех астронавтов на борту космического корабля Orion в многодневное путешествие на лунную орбиту. Два члена экипажа перейдут в систему посадки человека HLS Starship от SpaceX для заключительного этапа своего путешествия к поверхности спутника. Примерно через неделю они сядут в посадочный модуль для короткого путешествия обратно на орбиту, вернутся на Orion и отправятся на Землю», — уточнили в NASA. В основе посадочного модуля — испытанные двигатели Raptor и летные традиции аппаратов Falcon и Dragon. HLS включает просторную кабину и два шлюза для выхода астронавтов.

За последние несколько лет основанная в 2002 году SpaceX, главная и итоговая цель которой — высадка на Марсе, — перевернула космическую отрасль своим быстрым подъемом. Сначала компания доставляла грузы на МКС, а с недавних пор — и членов экипажа станции. Все это вопреки возгласам скептиков, которые уверяли, что полеты человека в космос никогда не перейдут в руки к частным компаниям. Кроме того, детище Маска создает полностью многоразовую систему для перевозки экипажа и грузов на околоземную орбиту, а также на Луну и Красную планету — корабль Starship и ускоритель Super Heavy.