SpaceX получила контракт NASA по доставке астронавтов на Луну — Naked Science
7 минут
Мария Азарова
6

SpaceX получила контракт NASA по доставке астронавтов на Луну

5.8

Компания Илона Маска стала разработчиком посадочного модуля, который уже через несколько лет должен обеспечить «триумфальное возвращение» астронавтов на поверхность земного спутника.

Концепт посадочного модуля космического корабля SpaceX Starship
Концепт посадочного модуля космического корабля SpaceX Starship, который доставит астронавтов на поверхность Луны по программе Artemis / © SpaceX

Национальное управление по аэронавтике и исследованию космического пространства США выдало SpaceX контракт на сумму в 2,9 миллиарда долларов, подразумевающий разработку первого коммерческого посадочного модуля. Он может впервые с 1970-х доставить американских астронавтов на Луну в рамках миссии Artemis.

Компания Илона Маска, таким образом, обогнала не только Blue Origin Джеффа Безоса, которая давно сотрудничает с аэрокосмическими гигантами вроде Lockheed Martin, Northrop Grumman и Drape, но и Dynetics — оборонного подрядчика, базирующегося в Хантсвилле, штат Алабама. Что касается других крупных программ, NASA выбрало для них нескольких поставщиков, чтобы обеспечить конкуренцию и резерв на случай, если одна из компаний не сможет выполнить поставку.

«Это захватывающее время для NASA и особенно для команды Artemis, — отметила Лиза Уотсон-Морган, руководитель программы HLS (Human Landing System) в Центре космических полетов имени Маршалла. — За время программы “Аполлон” мы доказали, что возможно сделать, казалось бы, невозможное: высадить людей на Луну. Применяя совместный подход к работе с промышленностью и проверенные технические знания и возможности NASA, мы снова вернем астронавтов на поверхность Луны, на этот раз — для изучения новых областей».

В прошлом году SpaceX, Blue Origin и Dynetics выдали первоначальные контракты на разработку концепции посадочных модулей. Но поскольку в 2021 финансовом году NASA выделили лишь 850 миллионов долларов на программу HLS (примерно четверть от запрашиваемой суммы), агентству пришлось выбирать одну компанию-победителя, и проект SpaceX оказался заметно дешевле. «У нас недостаточно средств, чтобы даже попытаться договориться о цене с Blue Origin», — заявила Кэти Людерс, руководитель программы пилотируемых космических полетов. Что касается Dynetics, то, по словам Людерс, их предложение «в целом имеет ограниченные достоинства и только частично соответствует целям, заложенным в запросе».

О старте программы Artemis объявили в 2019 году. Первый запуск (Artemis 1) надеются провести в конце 2021-го, хотя сроки неоднократно переносили. Во время него не предполагается присутствие экипажа: на орбиту Луны люди попадут в 2023 году, в составе миссии Artemis 2, а высадка на поверхность спутника запланирована на 2024-й. Ключевые компоненты программы — ракета-носитель сверхтяжелого класса SLS, а также корабль Orion. 

«Мощная ракета Space Launch System запустит четырех астронавтов на борту космического корабля Orion в многодневное путешествие на лунную орбиту. Два члена экипажа перейдут в систему посадки человека HLS Starship от SpaceX для заключительного этапа своего путешествия к поверхности спутника. Примерно через неделю они сядут в посадочный модуль для короткого путешествия обратно на орбиту, вернутся на Orion и отправятся на Землю», — уточнили в NASA. В основе посадочного модуля — испытанные двигатели Raptor и летные традиции аппаратов Falcon и Dragon. HLS включает просторную кабину и два шлюза для выхода астронавтов.

За последние несколько лет основанная в 2002 году SpaceX, главная и итоговая цель которой — высадка на Марсе, — перевернула космическую отрасль своим быстрым подъемом. Сначала компания доставляла грузы на МКС, а с недавних пор — и членов экипажа станции. Все это вопреки возгласам скептиков, которые уверяли, что полеты человека в космос никогда не перейдут в руки к частным компаниям. Кроме того, детище Маска создает полностью многоразовую систему для перевозки экипажа и грузов на околоземную орбиту, а также на Луну и Красную планету — корабль Starship и ускоритель Super Heavy.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
10 часов назад
39 минут
Александр Березин

В июне 2020 года канадские астрономы рассчитали, что в Млечном Пути может быть пять миллиардов планет, похожих на Землю и вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Однако это лишь видимая часть айсберга обитаемых планет. Дело не только в том, что вокруг звезд других типов их больше: и сами условия на экзопланетах в других системах могут быть куда благоприятнее для жизни, чем у нас с вами. Попробуем понять почему.

Сегодня, 10:05
2 минуты
Sergei Sobol

Обращаете внимание, какой творческий подход проявляют дизайнеры при создании электрических мотоциклов? Каждый из них уникален своими особенностями, и наш сегодняшний фаворит – концептуальный электрический байк BMW Motorrad – не исключение. Он создан дизайнером из Валенсии Яго Валино (Iago Valino), вдохновившимся кастомными мотоциклами мастерской El Solitario. А эстетика байка навеяна культовыми мотоциклами Ural, в которые советские инженеры добавили собственный взгляд на традиции BMW.

Позавчера, 12:00
2 минуты
Илья Ведмеденко

Как следует из обнародованных материалов, дальность действия перспективной американской системы гиперзвукового оружия Long Range Hypersonic Weapon превышает 2775 километров.

10 часов назад
39 минут
Александр Березин

В июне 2020 года канадские астрономы рассчитали, что в Млечном Пути может быть пять миллиардов планет, похожих на Землю и вращающихся вокруг звезд, похожих на Солнце. Однако это лишь видимая часть айсберга обитаемых планет. Дело не только в том, что вокруг звезд других типов их больше: и сами условия на экзопланетах в других системах могут быть куда благоприятнее для жизни, чем у нас с вами. Попробуем понять почему.

Сегодня, 10:05
2 минуты
Sergei Sobol

Обращаете внимание, какой творческий подход проявляют дизайнеры при создании электрических мотоциклов? Каждый из них уникален своими особенностями, и наш сегодняшний фаворит – концептуальный электрический байк BMW Motorrad – не исключение. Он создан дизайнером из Валенсии Яго Валино (Iago Valino), вдохновившимся кастомными мотоциклами мастерской El Solitario. А эстетика байка навеяна культовыми мотоциклами Ural, в которые советские инженеры добавили собственный взгляд на традиции BMW.

Позавчера, 12:00
2 минуты
Илья Ведмеденко

Как следует из обнародованных материалов, дальность действия перспективной американской системы гиперзвукового оружия Long Range Hypersonic Weapon превышает 2775 километров.

23 апреля
11 минут
Василий Парфенов

Действующий глава NASA в рамках общения с прессой ответил на ряд вопросов, касающихся недавних заявлений российских политиков и главы «Роскосмоса» о скором отказе от собственного сегмента МКС. Администратор заверил всех, что агентство находится в хороших отношениях с Россией, а также поделился информацией о согласовании обмена местами для астронавтов и космонавтов в пилотируемых миссиях двух стран.

25 апреля
17 минут
Александр Березин

На этой неделе СМИ выдали новость, от которой можно впасть в шок: «Ранее из России уезжало около 14 тысяч исследователей [в год], теперь — 70 тысяч». Мы внимательно разобрались в ситуации и вынуждены отметить, что ничего подобного не было и нет. В реальности речь вовсе не об ученых и даже не о высококвалифицированных специалистах. Проблемы с учеными в России есть. Но в этом случае речь идет не о них, а о том, что отдельные бывшие комсомольские вожаки, удачно устроившиеся в РАН, перепутали утечку мозгов из России с отъездом из нее гастарбайтеров. Разбираемся, как это у них получилось.

24 апреля
9 минут
Мария Азарова

Американские ученые показали обратную связь всех конечных точек смертности с содержанием омега-3-полиненасыщенных жирных кислот. Согласно их выводам, более высокие уровни некоторых основных ПНЖК в тканях и крови могут снижать вероятность смерти от всех причин в среднем на 13% и в итоге замедлять процесс старения.

[miniorange_social_login]

Комментарии

6 Комментариев

4 недели назад
-
0
+
Что значит "разработка первого коммерческого посадочного модуля"? Они же там уже были! Или нет?
    4 недели назад
    -
    0
    +
    "...то значит "разработка первого коммерческого посадочного модуля"? Они же там уже были! Или нет?" Были то были...Вот только от программы Аполлон ничего не осталось - ни ЖРД F-1, ни РН Сатурн-5, ни КК Аполло, ни ЛВПМ...Когда похерили программу Созвездие, оставили разработку только ПКК Орион - все остальное Обама сократил. Потом прикинули - оказывается для вывода Ориона к Луне нужна РН, вместо похеренного Ареса-5. А вот про ЛВПМ Альтаир разработку которого тоже зарубили, вспомнили в тот момент, когда отодвинули строительство "Звездных врат" для полета на Марс. Превратив их сначала просто в "лунную орбитальную платформу", но потом присовокупили всетаки буковку G - типа LOP-G -так солиднее смотрится... Ну а помятуя эпопею с разработкой Ориона и СЛС за созданием ЛВПМ в последний момент обратились к коммерсам ...оставив "трех китов" (Боинг, Локхид и Нортроп) на подхвате - пристяжными к Блю Ориджн и Дайнэтикс... Но вот получается, что "кинули" этих самых китов", а вместе с ними и конкурентов-частников...
    4 недели назад
    -
    -1
    +
    Они там были. Вот только технологии с тех времён ушли немного очень вперёд и поэтому воссоздать всё потребное для полёта это всё равно, что спроектировать заново. И таки да, тот посадочный модуль был некоммерческим.
    +
      ещё комментарии
      4 недели назад
      -
      0
      +
      "...И таки да, тот посадочный модуль был некоммерческим." Одна неглупая дама из подкомитета по космосу в Конгрессе предложила сделать ЛВПМ по госзаказу (в собственность НАСА - в дополнение к СЛС и Ориону) - чтобы убрать зависимость от частников. В принципе она права - вполне логичное решение. Но это было при республиканцах, во время правления Трампа. Демократы имеют обкновение все республиканское херить и толкать свои (как показывает практика, убогие) идеи. Посмотрим, что будет делать ставленик демократов Нельсон на посту администратора НАСА. Его вроде как вот вот должен утвердить Конгресс.
4 недели назад
-
1
+
"SpaceX получила контракт NASA по доставке астронавтов на Луну" "«Мощная ракета Space Launch System запустит четырех астронавтов на борту космического корабля Orion в многодневное путешествие на лунную орбиту. Два члена экипажа перейдут в систему посадки человека HLS Starship от SpaceX для заключительного этапа своего путешествия к поверхности спутника. Примерно через неделю они сядут в посадочный модуль для короткого путешествия обратно на орбиту, вернутся на Orion и отправятся на Землю», — уточнили в NASA..." Не понять, кто и что больше деградировали - РКП США в лице Боинга, Локхида, Нортропа и др. компаний, НАСА в лице организатора, научно-технического руководителя и финансиста от имени государства космических программам США...Гонять с Земли к Луне две дорогущих многотонных махины и лунный ПКК Орион в придачу, использовать Старшип в качестве придатка к Ориону в качестве ЛВПМ для высадки на на неделю двух космонавтов на Луну, а затем возвращения их на Землю с помощью Старшипа (только от поверхности Луны до окололунной орбиты ПКК Орион!!!) и возвращения их на Землю в ПКК Орион - бред высшей пробы... Писали что Юрчик - профессионал, в отличие от его бывшего шефа Дж. Бранденстайна - что-то не похожевсе это на профессиональное решение. Думаю, что даже бывший директор планетария до такого варианта не додумался бы. Или с остальными вариантами ЛВПМ совсем "труба"? Или Юрчика "хорошо попросили" профинансировать И.Маска и теперь всей Артемидой будет заниматься исключительно Спейс -Х? Очченнньь интэресная ситуация...
    4 недели назад
    -
    1
    +
    Просто по срокам у Маска как-то веселее выглядит. А то Боинги-Локхиды еще 10 лет будут средства осваивать если им еще на лунный модуль дать.
Подтвердить?
Лучшие материалы
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: