21.08.2023
2 917

Российские математики рассчитали точное место и время падения «Луны-25»

4.9

Хотя оно случилось в относительно высоких широтах Южного полушария естественного спутника, этот регион неплохо наблюдаем с Земли.

Зона падения российской автоматической межпланетной станции / © Международная сеть оптических телескопов🔭 ИПМ им. М.В. Келдыша РАН / Автор: Milonia Larcius

В Баллистическом центре Института прикладной математики имени М. В. Келдыша РАН провели детальное моделирование траектории «Луны-25» после ее «перегазовки» 19 августа 2023 года, приведшей к гибели аппарата. В результате выяснилось, что станция должна была упасть в 14:58, через минуту после потери связи с ней (время потери связи — по данным «Роскосмоса»).

В сообщении института указано, что точкой падения стал кратер Понтекулан G диаметром 42 километра. Координаты кратера — между 56,83 и 58,20 градуса южной широты и между 59,21 и 61,66 градуса восточной долготы. Сам кратер расположен рядом с крупным древним лунным цирком Понтекулан глубиной до 5,8 километра. Все топонимы «Понтекулан» на Луне названы в честь Филиппа Густава Понтекулана (1795–1874), французского военного, на досуге занимавшегося астрономией и исключительно точно — для своей эпохи — рассчитавшего орбиту кометы Галлея.

Синим выделен кратер Понтекулан G / © planetarynames.wr.usgs.gov

По этой ссылке можно подробнее взглянуть на кратер с помощью интерактивной карты Луны, созданной на основе ее снимков. Понтекулан G находится на видимой стороне земного спутника и сравнительно неплохо доступен для наблюдений. Это значит, что расчеты математиков вполне можно проверить с помощью снимков будущих миссий к Луне, разрешение которых позволит увидеть следы падения российского аппарата, даже несмотря на его скромные размеры. К сожалению, сам кратер Понтекулан G недостаточно велик, чтобы его можно было рассмотреть с Земли невооруженным глазом.

Ранее Naked Science писал о причинах гибели первой за постсоветский период российской миссии к Луне, а также о том, почему «Роскосмос» уверен в необходимости более активного участия России в освоении земного спутника.