Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Два новейших двигателя SpaceX взорвались на тестовом стенде подряд
Космическую компанию Илона Маска в шутку иногда называют пиротехнической — так часто ее изделия взрываются во время испытаний. Пара свежих инцидентов на тестовом полигоне в городе Макгрегор лишь подтверждают эту славу. Не успели фанаты космонавтики наладить онлайн-трансляцию из этой локации, как запечатлели сразу два взрыва подряд с промежутком всего в десятки часов.
Сначала незапланированный (или непредвиденный) быстрый демонтаж (RUD — rapid unscheduled/unplanned/unexpected disassembly) произошел 9 мая. Двигатель Raptor успел проработать всего четыре секунды на вертикальном стенде испытательного комплекса компании SpaceX около города Макгрегор, штат Техас. Второй «хлопок» раздался менее чем через сутки уже на горизонтальном стенде и тоже почти сразу после зажигания.
В компании никак не комментируют инциденты. Общественности они стали известны исключительно благодаря круглосуточной онлайн-трансляции команды фанатов космонавтики NASASpaceFlight. Около испытательного комплекса в Макгрегоре камеры этого сообщества появились менее месяца назад и уже принесли зрелищный улов. Вырезанные из стрима кадры со взрывами опубликованы, например, на интернет-форуме Reddit в разделе SpaceXLounge (1, 2) и в неофициальной группе SpaceX в соцсети «ВКонтакте» (1, 2).
Поскольку объяснения инцидентам от представителей компании либо самого Илона Маска до сих пор нет, все возможные версии являются лишь спекуляциями. Наиболее вероятный вариант — мы просто стали свидетелями фирменного подхода SpaceX, согласно которому каждая новая разработка тестируется до своего предела. Сейчас идут работы над второй версией двигателей Raptor, серийные экземпляры которой уже продемонстрировали способность выдавать порядка 230 тонн тяги. В перспективе этот показатель должен вырасти еще на десяток-два процентов за счет увеличения давления в камере сгорания существенно более 300 бар.
Достижение столь высоких значений требует от двигателей работы на пределе возможностей используемых материалов и технических решений. Вероятно, инженеры нашли слабые места и либо рубеж, дальше которого не шагнуть, либо направление для дальнейших улучшений. В пользу «нормальности» произошедшего говорит тот факт, что работы на полигоне в Макгрегоре продолжаются в прежнем темпе. Количество тестов и не думает снижаться, что убедительно доказывает общедоступная онлайн-трансляция.
Согласно альтернативной версии (куда же без нее) — у SpaceX все плохо. Особенно учитывая необычный цвет облака дыма после взрывов. Компания сейчас готовится к первому орбитальному запуску своей новой ракетно-космической многоразовой системы Starship и ей необходимы двигатели (39 штук на первую и вторую ступень). Поэтому «прожиг» Raptor 2 идет стахановскими темпами, а сразу два взрыва говорят о том, что агрегаты не выполняют свою задачу. Мысль в том, что при подготовке к столь важному мероприятию, за которым последует сертификация ракеты для регулярных запусков, никто не будет тратить ресурсы на эксперименты с менее срочными разработками.
Напомним, основной проект SpaceX в настоящее время — Starship, — это полностью многоразовый носитель целевой грузоподъемностью более 100 тонн. На первой (ускоритель Super Heavy) и второй (корабль Starship) ступенях используются двигатели кислородно-метановые двигатели Raptor. Их первая версия устанавливалась на прототипы для испытательных атмосферных полетов и на ракету, первоначально назначенную для планируемого на прошлый год первого орбитального запуска. Однако сейчас производятся уже вторая версия, идут работы над третьей.
У этих двигателей есть сразу несколько ключевых особенностей по сравнению с ранее применявшимися в космонавтике силовыми установками. Во-первых, цикл — закрытый с полной газификацией компонентов. Во-вторых, Raptor задумываются, как максимально простые в производстве для снижения стоимости и как можно более массового выпуска. Наконец, в-третьих, что самое главное: они должны быть не просто многоразовыми, а не требующими сложного послеполетного обслуживания. Насколько известно, Raptor 2 уже отвечают большей части поставленных перед ними требований и в настоящий момент идет улучшение их тяговых характеристик.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Крис Фалкенберг (Chris Falkenberg) — концепт-дизайнер и цифровой иллюстратор из США, чьи работы создают эффект погружения в далёкие миры, высокотехнологичные цивилизации и воображаемые космические сценарии. Его художественный стиль сочетает точность технического рендеринга с кинематографичной атмосферой.
Физики долго не могли определиться, является ли висмут топологическим материалом. Детальное исследование показало, что ученым стоит передоговориться о терминах.
Экс-спикер Минобороны Армении Арцрун Ованнисян в эфире армянского Общественного телевидения решил «развеять миф» о Второй мировой войне. В частности, он заявил, что выигрыш Сталинградской битвы был не спасением для страны. Напротив, если бы немцы победили, уверен он, была бы создана объединенная историческая Армения — куда вошли бы земли, сегодня удерживаемые Турцией. Так ли все было на самом деле?
Споры вокруг выделения антропоцена в самостоятельную геологическую эпоху не утихли после официального отказа Международного союза геологических наук, наоборот, разожглись сильнее. Шведские геологи, придерживаясь логики союза, решили оценить легитимность других периодов кайнозойской эры и выяснили, что доказательства в пользу голоцена слабее, чем у антропоцена. Если идти дальше, то и половину ступеней кайнозоя можно откинуть.
В Бразилии проживает более 200 миллионов человек, немалую долю которых занимают потомки иммигрантов. Колонизация с XV по XX века считается самым масштабным переселением народов в истории. Порядка пяти миллионов человек переселились туда из Европы. Столько же насильно переместили с Африканского континента. Сегодня бразильцы — это наиболее генетически разнородная нация, и одна из самых малоизученных. Поэтому неудивительно, что новая работа по результатам полногеномного анализа населения принесла целый ряд открытий.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии