Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Два новейших двигателя SpaceX взорвались на тестовом стенде подряд
Космическую компанию Илона Маска в шутку иногда называют пиротехнической — так часто ее изделия взрываются во время испытаний. Пара свежих инцидентов на тестовом полигоне в городе Макгрегор лишь подтверждают эту славу. Не успели фанаты космонавтики наладить онлайн-трансляцию из этой локации, как запечатлели сразу два взрыва подряд с промежутком всего в десятки часов.
![Два новейших двигателя SpaceX взорвались на тестовом стенде подряд](https://naked-science.ru/wp-content/uploads/2022/05/SpaceX-Raptor-768x539.jpg)
Сначала незапланированный (или непредвиденный) быстрый демонтаж (RUD — rapid unscheduled/unplanned/unexpected disassembly) произошел 9 мая. Двигатель Raptor успел проработать всего четыре секунды на вертикальном стенде испытательного комплекса компании SpaceX около города Макгрегор, штат Техас. Второй «хлопок» раздался менее чем через сутки уже на горизонтальном стенде и тоже почти сразу после зажигания.
В компании никак не комментируют инциденты. Общественности они стали известны исключительно благодаря круглосуточной онлайн-трансляции команды фанатов космонавтики NASASpaceFlight. Около испытательного комплекса в Макгрегоре камеры этого сообщества появились менее месяца назад и уже принесли зрелищный улов. Вырезанные из стрима кадры со взрывами опубликованы, например, на интернет-форуме Reddit в разделе SpaceXLounge (1, 2) и в неофициальной группе SpaceX в соцсети «ВКонтакте» (1, 2).
Поскольку объяснения инцидентам от представителей компании либо самого Илона Маска до сих пор нет, все возможные версии являются лишь спекуляциями. Наиболее вероятный вариант — мы просто стали свидетелями фирменного подхода SpaceX, согласно которому каждая новая разработка тестируется до своего предела. Сейчас идут работы над второй версией двигателей Raptor, серийные экземпляры которой уже продемонстрировали способность выдавать порядка 230 тонн тяги. В перспективе этот показатель должен вырасти еще на десяток-два процентов за счет увеличения давления в камере сгорания существенно более 300 бар.
Достижение столь высоких значений требует от двигателей работы на пределе возможностей используемых материалов и технических решений. Вероятно, инженеры нашли слабые места и либо рубеж, дальше которого не шагнуть, либо направление для дальнейших улучшений. В пользу «нормальности» произошедшего говорит тот факт, что работы на полигоне в Макгрегоре продолжаются в прежнем темпе. Количество тестов и не думает снижаться, что убедительно доказывает общедоступная онлайн-трансляция.
Согласно альтернативной версии (куда же без нее) — у SpaceX все плохо. Особенно учитывая необычный цвет облака дыма после взрывов. Компания сейчас готовится к первому орбитальному запуску своей новой ракетно-космической многоразовой системы Starship и ей необходимы двигатели (39 штук на первую и вторую ступень). Поэтому «прожиг» Raptor 2 идет стахановскими темпами, а сразу два взрыва говорят о том, что агрегаты не выполняют свою задачу. Мысль в том, что при подготовке к столь важному мероприятию, за которым последует сертификация ракеты для регулярных запусков, никто не будет тратить ресурсы на эксперименты с менее срочными разработками.
Напомним, основной проект SpaceX в настоящее время — Starship, — это полностью многоразовый носитель целевой грузоподъемностью более 100 тонн. На первой (ускоритель Super Heavy) и второй (корабль Starship) ступенях используются двигатели кислородно-метановые двигатели Raptor. Их первая версия устанавливалась на прототипы для испытательных атмосферных полетов и на ракету, первоначально назначенную для планируемого на прошлый год первого орбитального запуска. Однако сейчас производятся уже вторая версия, идут работы над третьей.
У этих двигателей есть сразу несколько ключевых особенностей по сравнению с ранее применявшимися в космонавтике силовыми установками. Во-первых, цикл — закрытый с полной газификацией компонентов. Во-вторых, Raptor задумываются, как максимально простые в производстве для снижения стоимости и как можно более массового выпуска. Наконец, в-третьих, что самое главное: они должны быть не просто многоразовыми, а не требующими сложного послеполетного обслуживания. Насколько известно, Raptor 2 уже отвечают большей части поставленных перед ними требований и в настоящий момент идет улучшение их тяговых характеристик.
Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.
Эпоксидные смолы известны своей прочностью, устойчивостью к химическим воздействиям и хорошими электрическими свойствами. Такие полимеры используют в качестве основы красок, покрытий, клеев и изоляционных материалов. Однако их применение ограничено высокой вязкостью. Ученые ПНИПУ синтезировали низковязкую, но прочную эпоксидную смолу. Разработка откроет новые горизонты ее использования, избавит от потребности применять разбавители и станет модификатором более высоковязких существующих смол без понижения механических характеристик. Например, клей и краска станут более устойчивыми.
В прошлом ИИ-системы выполняли определенный набор задач, а при появлении новых их нужно было переобучать. На это уходили дополнительные финансовые и вычислительные ресурсы. Открытие лаборатории исследований искусственного интеллекта T-Bank AI Research и Института AIRI меняет ситуацию. Ученые первыми в мире создали модель в области контекстного обучения (In-Context Learning), которая на нескольких примерах сама может учиться новым действиям.
Человек множеством способов загрязняет природу вокруг себя, преимущественно воду. В Мировой океан попадают как отходы с производств, так и тонны пластикового мусора. Все это способно отравлять жизнь морских животных, особенно редких вроде акул. Одним из малоизученных токсичных источников можно назвать наркотики, в частности кокаин. Случайное употребление этого вещества акулами раньше только предполагали, но теперь бразильские биологи нашли прямые доказательства.
Международная команда исследователей с участием ученых из НИУ ВШЭ изучила, как люди, владеющие двумя языками (билингвы), ассоциируют время с пространством. Оказалось, что и в первом, и во втором языке они связывают прошлое с левой частью пространства, а будущее — с правой. При этом чем выше уровень владения вторым языком, тем сильнее выражена эта связь.
Существует несколько гипотез о том, как на самом деле древние египтяне строили свои пирамиды. Если о способах возведения монументальных сооружений и инструментах, которые использовали строители, более-менее известно, то о методах доставки блоков и их установки мнения разнятся. Команда французских архитекторов и египтологов изучила ландшафт вокруг самой древней из сохранившихся египетских пирамид — Джосера — и рассказала, как египтяне могли доставлять и поднимать камни для ее строительства.
Необычный биологический вид, по оценке авторов новой научной работы, пригоден для заселения четвертой планеты без каких-либо предварительных условий — уже в том виде, в котором он существует сейчас. Поскольку речь идет о фотосинтетическом организме, он способен нарабатывать существенное количество кислорода. Интересно, что кандидат на терраформирование Марса сохранил жизнеспособность после месяца в жидком азоте.
Falcon 9 Block 5 впервые за три сотни запусков дал частично неудачный полет. Ракета выводила 20 спутников компании SpaceX, с 15 связь уже пропала, еще пять могут быть потеряны в ближайшее время.
Авторы нового исследования впервые показали, что круглые провалы в лунной поверхности не просто близки к многокилометровым пещерам на естественном спутнике Земли, но и располагают тоннелями, ведущими в глубину.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии