03.09.2021
17 639

Астрономы открыли сверхновую нового типа

5.7

На расстоянии около 500 миллионов световых лет зарегистрирована вспышка сверхновой, вызванная слиянием мертвой звезды с массивной соседкой.

©Bill Saxton, NRAO, AUI, NSF

В далекой карликовой галактике астрономы заметили яркую вспышку сверхновой. Наблюдав за изменениями в ее свечении на разных длинах волн, ученые пришли к выводу, что мы имеем дело с первым примером сверхновой необычного типа. Такие взрывы происходят при слиянии нейтронной звезды или черной дыры с соседней крупной, еще «живой» звездой. Об этом Диллон Донг (Dillon Dong) и его коллеги пишут в статье, опубликованной в журнале Science.

Некоторые звезды заканчивают жизнь вспышкой сверхновой. Известны два типа таких взрывов. Самые массивные звезды коллапсируют под действием собственной гравитации, превращаясь в черные дыры или нейтронные звезды. Те, что поменьше, могут становиться белыми карликами, а затем долгое время перетягивать вещество от близкой соседней звезды, пока не наберут больше критического уровня — и не взорвутся. Однако предполагается, что могут существовать сверхновые других, более редких типов: например, комбинация описанных выше сценариев.

Если в паре массивных звезд одна взрывается сверхновой, превращаясь в нейтронную звезду или черную дыру, она может остаться на орбите у соседки и постепенно сближаться с ней, войдя в ее верхние оболочки. Это заставляет вторую звезду выбрасывать массу материи, образуя целое облако. Тем временем плотная нейтронная звезда или черная дыра приближается к ее ядру, вызывая выбросы высокоэнергетического излучения и в итоге взрыв. Волна быстро достигает окружающего облака, заставляя его излучать в более мягких диапазонах волн.

Первый пример такой «сверхновой коллапса ядра, вызванного слиянием» (merger-triggered core collapse supernova) обнаружили недавно астрономы из Калифорнийского технологического института. В данных обзора VLASS, проведенного массивом радиотелескопов VLA, они заметили яркую вспышку VT J121001+4959647, зафиксированную в 2017 году на расстоянии около 500 миллионов световых лет. Проведя поиски в других базах, ученые выяснили, что еще в 2014-м вспышку на этом же участке неба заметил японский рентгеновский телескоп MAXI. А с помощью телескопов Обсерватории Кека провели наблюдения в оптическом диапазоне.

Полученная картина согласуется с проявлениями редкой сверхновой. По оценкам ученых, первая звезда сбросила более одной солнечной массы, затем это облако «нагнала» волна взрыва сверхновой, создав излучение в оптическом и радиодиапазоне. Ну а сама вспышка проявилась более ранними наблюдениями в рентгене.

Астрономы планируют продолжить изучение VT J121001+4959647. Предполагается, что подобные сверхновые могут быть не такой уж редкостью во Вселенной, ведь многие массивные звезды рождаются в двойных, тройных и даже более многочисленных системах.