• Добавить в закладки
  • Facebook
  • Twitter
  • Telegram
  • VK
  • Печать
  • Email
  • Скопировать ссылку
28 мая, 13:05
Александр Березин
24
4 520

Девятый запуск Starship закончился неплановой потерей обеих ступеней

❋ 5.2

Третий раз подряд испытания второй модификации Starship вышли неудачными. Причем, в отличие от прошлых двух случаев, в этот раз не смогла отработать нормально даже первая ступень. Похоже, SpaceX не смогла корректно увидеть причины двух предшествующих частичных неудач, поэтому принятые меры по исправлению технических проблем не дали результатов.

Starship во время запуска 28 мая (27 мая по техасскому времени) / © SpaceX

Сегодня, 28 мая 2025 года в 2.36 ночи по Москве, компания Илона Маска провела девятый испытательный полет Starship. Это случилось после ряда изменений в конструкции двигательного отсека, сделанных из-за взрывов корабля Starship (он же вторая ступень системы Starship) в седьмом (январь 2025 года) и восьмом (март) пусках той же системы. За несколько часов перед стартом Илон Маск, главный инженер SpaceX, утверждал, что

«У нас 80 процентов шансов — не хочу искушать судьбу, я хотел было сказать 90 процентов — что мы решили эти проблемы [что привели к взрывам Starship в двух предыдущих пусках]».

С его точки зрения, одной из основных проблем, которые привели к тем двум взрывам, было недостаточное затягивание болтов, соединявших камеру сгорания с форсуночной головкой (отвечает за подачу топлива) ракетного двигателя. В итоге после запуска двигателей болты дополнительно ослаблялись, из-за чего горючее (метан) и окислитель (кислород) утекали в двигательный отсек, что и приводило к возгоранию. Последнее было хорошо видно на видео седьмого и восьмого полетов (SpaceX вела прямую трансляцию из двигательного отсека).

Горение и его последствия были заметны на трансляции из двигательного отсека первой ступени и в этот раз / © SpaceX

На практике получилось иначе. Первая ступень, уже летавшая в январе 2025 года, после запуска двигателей для финального торможения, имитирующего процесс посадки на башню, получила взрыв — возможно, из-за утечки компонентов топлива в двигательный отсек. Вторая ступень смогла выйти в космос, на незамкнутую орбиту, но оказавшись там, потеряла ориентацию. Корабль-вторая ступень начал вращаться, а это значило, что он не мог выжить при повторном входе в атмосферу.

Вторая ступень Starship имеет теплоизолирующие плитки только с одной стороны (для экономии массы), и этой же стороной он входит в атмосферу при торможении перед посадкой. При потере ориентации и вращении трение о воздух нагревает уже не плитки, а всю конструкцию, что означает неизбежность ее сгорания. Это и произошло примерно на 47-й минуте полета.

Не удалось в ходе пребывания в космосе и выпустить за борт восемь макетов спутников Starlink. Причиной стало неполное открывание наружных дверей. Хотя последнее и вероятно при потере ориентации и закручивании корабля (оно мешает открыванию), на будущее систему надо доделать, поскольку выход наружу при потере ориентации может быть желателен в пилотируемых полетах.

Продувка двигательного отсека азотом позволила второй ступени достичь космоса, а не взорваться в атмосфере, как в январе и марте. Но вернуться на Землю управляемо она не даст: здесь нужны более существенные переделки / © SpaceX

Отметим, что вероятная причина проблем — изменения в конструкции Starship Block 2 (то есть его второй модификации) в сравнении с Starship Block 1. Последняя успешно летала, а ее корабль-вторая ступень пережила вход в атмосферу и смогла приводниться в запланированном районе. Теоретически изменения на второй ступени должны были повысить безопасность двигательных систем. Например, инженеры SpaceX поставили вакуумные кожухи на трубопроводы, идущие к двигателям от баков с компонентами топлива.

На практике вышло иначе: пожары в двигательном отсеке стали нормой. В этом, третьем полете Starship Block 2, они тоже заметны на видео. Там же легко видеть и активную работу системы подавления возгорания, которую установили по опыту первых двух полетов Starship Block 2. Такая система продувает азотом двигательный отсек, вытесняя оттуда компоненты топлива. Но она лишь минимизирует горение и не может предотвратить его полностью.

Что важно, когда двигатели отключаются, система подавления возгорания отключается тоже — это логично, поскольку запас азота у нее не бесконечный. Но сразу после этого течь из трубопроводов никуда не делась, и метан с кислородом все еще утекают в двигательный отсек, создавая опасность взрыва. Не исключено (хотя пока это и не ясно), что у первой ступени такая утечка тоже была, что и привело к ее взрыву при попытке торможения в воздухе.

Общая картина после испытаний не очень радостная. Да, Starship впервые использовал свою первую ступень повторно, и да, его вторая ступень смогла выйти в космос. Но течь компонентов топлива не устранена и, как теперь ясно, возникла она не потому, что болты в двигателях затянули слишком слабо. Конкретные причины течи могут быть разными. Как мы уже писали, одна из вероятных — гармонические колебания той или иной природы во время полета. Они могут создать сильные нагрузки на трубопроводы с топливом и даже колебания давления топлива «на входе» в двигатель. В таких случаях ракетные двигатели входят в низкочастотную неустойчивость, а итоговые колебания легко могут нарушить герметичность труб с топливом, запуская его утечку в серьезных объемах.

Полная информация об инциденте пока доступна только SpaceX, но насколько она понятна даже в компании — пока неясно. Шанна Дьес, главный инженер по Starship в SpaceX, описала свои впечатления по пуску двойственно: «Чувствую одновременно и облегчение, и немного разочарования. Сегодня все могло пройти лучше, но могло быть и куда хуже».

Если бы разработку вел не Илон Маск, нечувствительный к неудачным пускам, на данный момент ее со значительной вероятностью уже могли свернуть. В этом смысле показателен пример советской Н-1, крайне эффективной ракеты, имеющей немало общего с Starship (сознательная многодвигательность, горячее разделение ступеней, переохлаждение топлива): после четырех неудач советское руководство закрыло проект и зарыло в котлован две уже готовые ракеты, хотя все его разработчики были уверены в успехе следующего, пятого полета.

В США в 1950-60-х после сходной серии неудач проекты ракет фон Брауна не закрывали. Но и там испытания длиной в десятки запусков было бы трудно себе представить. Между тем, для окончательной доводки Starship потребуется как минимум еще 10-12 запусков. И в любом случае это трудно себе представить ранее 2026 года.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Предстоящие мероприятия
27 августа, 14:52
Елена Авдеева

Исследователи из Японии и Италии нашли способ узнать возраст самой большой планеты Солнечной системы. С помощью компьютерного моделирования ученые рассчитали, что Юпитер «родился» спустя 1,8 миллиона лет после ее образования.

27 августа, 15:30
Денис Яковлев

Ученые из Института демографии Общества Макса Планка (Германия), Висконсинского университета в Мэдисоне (США) и Национального института демографических исследований (Франция) проанализировали материалы из базы данных Human Mortality Database (HMD) — ведущего источника информации о смертности в развитых странах. Они попытались спрогнозировать, сохранятся ли темпы роста продолжительности жизни для людей, родившихся в период с 1939 по 2000...

27 августа, 20:56
Evgenia Vavilova

Пиво — важный для человеческой цивилизации продукт. Помимо питательной и культурной ценности, оно позволяет исследовать многие химические, физические и биологические процессы. Европейские ученые провели семилетнее исследование пенных шапок напитка и нашли причину различий во времени жизни пузырькового покрытия.

25 августа, 13:36
Юлия Трепалина

Группа ученых из Индии с помощью дронов впервые задокументировала полный цикл брачного поведения горбатых дельфинов вида Sousa plumbea. Исследователи полагают, что наблюдения помогут в сохранении этих животных, обитающих в прибрежных водах Индийского океана и страдающих от деятельности человека.

22 августа, 10:48
ПНИПУ

К 2025 году около 30 стран приняли программы по развитию водородной энергетики, а совокупный объем инвестиций в эту область превысил 150 миллиардов долларов. Эксперты полагают, что замена дизельных авто на водородные снизит выбросы на 80-90%, а водородные самолеты способны уменьшить углеродный след на 50-75%. Но при использовании водорода в двигателях внутреннего или внешнего сгорания, происходит взаимодействие с металлом, что наиболее опасно при высоких температурах. Это может вызвать их разрушение, в результате чего возникает риск пожара или взрыва с тяжелыми последствиями для пассажиров. Ученые Пермского Политеха впервые выяснили, как водород влияет на металлы в условиях экстремальных температур (800 градусов и выше), в которых работают двигатели самолетов и машин. Это продвинет авиационную, машиностроительную и нефтегазовую отрасли в безопасном использовании водорода в качестве источника энергии.

25 августа, 15:11
Денис Яковлев

Врачи очень часто говорят о том, что необходимо как можно скорее похудеть, отказаться от алкоголя или изменить рацион, чтобы снизить уровень холестерина. Но рекомендации, которые действительно помогают сохранить здоровье, могут навредить уже больному человеку, показывают некоторые исследования.

6 августа, 20:59
Татьяна Пичугина

Примерно 12 800 лет назад в Северном полушарии началось резкое изменение климата, которое сопровождалось вымиранием мегафауны и угасанием культуры Кловис. Такое могло произойти, например, из-за прорыва пресных вод в Атлантику или мощного вулканического извержения. Несколько лет назад ученые обнаружили места на суше с повышенным содержанием элементов платиновой группы, прослоями угля, микрочастицами расплава. По их мнению, это может быть признаком пребывания Земли в потоке обломков кометы или астероида. В новой работе впервые представлены доказательства кометного события в позднем дриасе из морских осадочных толщ.

30 июля, 08:08
Редакция Naked Science

Возраст находок — около 5500 лет, они лежат во множестве круглых ям, чьи стены укреплены кирпичом. Среди обнаруженных орудий из кремня есть и сотни неиспользованных, которые могут быть ритуальным подношением богам.

31 июля, 08:28
Полина Меньшова

Гостингом (от английского «призрак») называют ситуацию, когда человек прекращает общение или отношения, «пропадая с радаров» без объяснения причин. Исследователи из США сымитировали такое поведение, а затем проанализировали реакцию людей на него.

[miniorange_social_login]

Комментарии

24 Комментариев
Коммент про нагрев о трение воздуха)
Если до 26 года только испытания околоземные, то на сколько десятилетий продлятся испытания к Марсу?
    Станислав, отладка Старшипа в околоземных полетах будет означать его готовность к полету к Марсу. Поскольку околоземная отработка требует дозаправки на орбите. То есть теоретически, где-то с конца 26-го можно начинать испытательные запуски Старшипов без людей туда, для отработки посадки. Вряд ли успех в посадке будет с первого раза -- с 28-го куда вероятнее. Соответственно, раньше 30-го о высадке там людей речь не идет. Но она и в 30--м там маловероятна, поскольку Старшип -- не единственный важный компонент для такой высадки. Еще нужна система наработки там топлива, аналог БИОНа и т.д.
Dmitriy Dorian
28.05.2025
-
1
+
"...трение о воздух нагревает уже не плитки, а всю конструкцию". Удивительный парадокс: есть блогеры и авторы статей, которые снимают видео и пишут хорошие статьи о космосе и космонавтике, но при этом постоянно совершают эту ошибку. Корабль при входе в атмосферу нагревается не из-за трения о воздух, а из-за адиабатического сжатия воздуха перед поверхностью, которой тело входит в атмосферу. На фоне этого нагрева аж до состояния плазмы, какой-то минимальный нагрев из-за трения вообще не имеет значения.
    Dmitriy, как вы думаете, передача тепла от адиабатического сжатия воздуха перед поверхностью космического корабля к самому космическому кораблю при его входе в атмосферу, идет в основном каким путем? Излучением или все-таки за счет механического взаимодействия молекул воздуха с поверхностью космического корабля?
    +
      ещё комментарии
      Dmitriy Dorian
      28.05.2025
      -
      0
      +
      Александр, я читаю все ваши статьи и не могу заподозрить вас в манипулировании и попытке подменить тезис. Однако, хочу заметить, что ваш вопрос является риторическим, то есть, он вопрос только по форме, но по сути — это утверждение, то есть, вы утверждаете, что корабль нагревается от трения, потому что тепло от воздуха и плазмы передаётся "механическим взаимодействием молекул", которых в плазме нет. И здесь мы просто берём и проясняем тему, каким образом передаётся тепло, и вам точно известны (надеюсь) эти три способа: теплопроводность, конвекция и тепловое излучение. Поэтому, во-первых, ни один из этих способов не соответствует словосочетанию "механическое взаимодействие молекул" и, если честно, я вообще не понимаю, что вы под этим подразумеваете. А во-вторых, передача тепла от плазмы (не молекул, вообще-то) поверхности корабля происходит либо за счёт теплопроводности, либо за счёт теплового излучения, ибо конвекции там быть не может. Странно, что вы решили оспорить мой комментарий, тогда как я привёл просто всем (почти) известный научный факт, который не я придумал, вообще-то.
        Dmitriy, вы слишком добры к автору, а вот чат-гпт не такой. Не удивительно что Березин в ИИ не верит 🙂
        Dmitriy, под механическим воздействием молекул газа/плазмы подразумевают передачу ими кинетической энергии телу, с которым они сталкиваются. Теплопроводность в целом так и работает, в случае космических кораблей, входящих в атмосферу. Я не оспорил ваш комментарий. Лишь заметил, что механизм передачи тепловой энергии от сжатого воздуха -- в основном за счет наличия трения между молекулами этого воздуха (ну, или уже не молекулами, если плазма, да) и кораблем.
          Dmitriy Dorian
          28.05.2025
          -
          1
          +
          Александр, мне уже начинает казаться, что вы умышленно путаете понятия и смещаете фокус. Итак, давайте ещё раз: Мы оба согласны, что воздух перед телом, входящим на высокой скорости в атмосферу, нагревается за счёт адиабатического сжатия. Далее, вы написали в статье, что "трение о воздух нагревает уже не плитки, а всю конструкцию". Это высказывание прямо сообщает, что корабль нагревается за счёт трения о воздух. Вы сами так написали. Теперь же вы утверждаете, что под "нагревом от трения" вы подразумевали передачу тепла от нагревающегося воздуха обивке корабля за счёт некоего "механического воздействия молекул", которое потом раскрыли как передачу тепла "за счёт наличия трения между молекулами воздуха и кораблём". Я вам предоставил научные факты о том, что теплопередача осуществляется тремя способами: теплопроводностью, тепловым излучением или конвекцией. Никакого "трения между молекулами" как способа теплопередачи физике неизвестно. Отсюда я делаю вывод: вместо того, чтобы спокойно и открыто признать свою ошибку и пробел в знаниях (в чём нет ничего страшного), вы начали разворачивать манипулятивное рассуждение с подменой понятий, которое с точки зрения физики является бессмыслицей. Могу только высказать своё сожаление, что вы отреагировали именно так, хотя сами часто и вполне обоснованно указываете комментаторам под вашими статьями на применение ими манипулятивных приёмов.
            Sam Dowson
            28.05.2025
            -
            0
            +
            Dmitriy, задал ИИ следующий вопрос: "Почему тело, попадая из космоса в атмосферу, нагревается?" Ответ ИИ (по версии ДипСика): Основные причины нагрева: 1) Атмосферное трение (сопротивление воздуха) Тело движется с космической скоростью (≥7.9 км/с для низкой орбиты). Молекулы воздуха не успевают «уйти» с пути объекта, сталкиваются с ним, передавая кинетическую энергию ➜ энергия превращается в тепло. Пример: Рука из окна движущейся машины ощущает ветер — но на космических скоростях этот эффект усиливается в тысячи раз. 2) Адиабатическое сжатие воздуха Воздух перед телом резко сжимается из-за ударной волны. При сжатии газ нагревается (как в велосипедном насосе). Температура в зоне сжатия достигает 10 000–15 000°C (хотя само тело так не нагревается). 3) Химические реакции При высоких температурах молекулы азота (N₂) и кислорода (O₂) диссоциируют на атомы. Атомы рекомбинируют, образуя оксиды азота (NOₓ), что выделяет дополнительное тепло. Почему нагревается именно поверхность тела? Тепло генерируется в пограничном слое между телом и атмосферой. Нагрев зависит от: 1) Скорости: Чем выше скорость — тем сильнее трение и сжатие. 2) Плотности атмосферы: Нагрев начинается на высоте ~100 км, но пик достигается на 40–60 км (здесь плотность воздуха уже значительна, а скорость еще высока). 3) Формы объекта: Тупая форма (как у капсулы «Союза») создает более мощную ударную волну ➜ больший нагрев, но распределенный по поверхности. Почему при подъеме в космос нагрева нет? 1) Ракета движется медленнее (1–3 км/с в плотных слоях атмосферы). 2) Нет сопротивления «сверху» — воздух просто расступается. Итог: Нагрев — результат преобразования кинетической энергии тела в тепловую через трение, сжатие воздуха и химические реакции.
              Dmitriy Dorian
              28.05.2025
              -
              0
              +
              Sam, так я и написал в своём первом комментарии, что нагрев от трения тоже есть, на на фоне адиабатического сжатия он незначителен, там плазма так разогревает корабль, что поверхность разрушается. А Александр начал писать странные тексты, что под нагревом от трения о воздух он имел в виду передачу тепла от горячего воздуха, а затем плазмы через загадочное "трение молекул". Тогда как в плазме и молекул-то нет. То есть, он сделал подмену понятий: тогда как из его фразы в статье явно следовало, что он имеет в виду именно нагрев от трения о воздух, он подменил трение о воздух как причину нагрева на "трение молекул" как механизм передачи тепла от адиабатически нагретого до состояния плазмы воздуха. И это просто физическая бессмыслица.
                Sam Dowson
                28.05.2025
                -
                0
                +
                Dmitriy, плазма бывает высокоионизированной, полностью ионизированной и низкоионизированной. В 1 и 3 вариантах молекулы как раз и есть.
                Dmitriy Dorian
                28.05.2025
                -
                0
                +
                Sam, ну ок, хорошо, но принципиально это не меняет моё рассуждение.
                Sam Dowson
                29.05.2025
                -
                0
                +
                Dmitriy, но мы так и не пришли к общему знаменателю по причине нагрева тела. При сжатии воздуха под падающим телом молекулы этого воздуха начинают активней сталкиваться друг с другом. Столкновения порождают разогрев сжимаемого воздуха до 10-15 тыс (и более) градусов и образование плазмы. Далее эти частицы (молекулы и ионы) начинают сталкиваться с поверхностью падающего тела и разогревать уже его. Трения нет, есть сталкивание частиц с поверхностью и её разогрев. Вроде всё физически верно?
                Dmitriy Dorian
                29.05.2025
                -
                0
                +
                Sam, ну на фразе "трения нет", можно и закончить. Потому что Березин написал, что от "трения молекул". Опять же, в плазме молекул мало, чтобы объяснять механизм теплопередачи именно через молекулы. Плазма передаёт тепло за счёт высокоэнергетичных электронов в гораздо большей степени, чем через ионы. Да, и "ионы" — это тоже молекулы, только имеющие заряд, в основном положительный. Но это всё детали, в которые я не вижу смысла закапываться. Самое главное: самый весомый вклад в нагрев корпуса корабля вносит разогретый до состояния плазмы адиабатическим сжатием воздух за счёт теплопроводности через электроны и ионы. Всё. Никакого разогрева через "трение молекул" друг об друга, которое придумал автор.
                Sam Dowson
                29.05.2025
                -
                0
                +
                Dmitriy, на самом деле я тоже недавно узнал "правду о трении молекул" при входе в атмосферу. Не физик. Получается, через трение вообще ничего не разогревается? Тела греются от соударения (и отсюда теплопроводности) о них других частиц: катионов, анионов, электронов, нейтральных молекул, атомов, и более крупных тел. Даже когда шершавый поршень о стенки цилиндра в двигателе "трется" без масла - там тоже много чего соударяется, от того и разогревается.
                Dmitriy Dorian
                30.05.2025
                -
                0
                +
                Sam, для начала нужно определиться с тем, что такое вообще тепло, теплота. Затем выяснить каким образом происходит передача тепла. Далее можно погрузиться в механику этих процессов. В принципе, всё это изучается на уровне школьного курса физики и я тут не буду расписывать, поскольку можно просто вбить эти вопросы в любой чат-бот с возможностью поиска в интернете и вы получите полное развёрнутое описание со ссылками на источники. А через трение конечно разогревается, даже поверхность корабля о воздух, вы сами присылали ответ чат-бота, но только фраза "за счёт трения молекул" не имеет смысла, потому что молекулам нечем тереться, у них нет поверхности.
                Dmitriy, "Потому что Березин написал, что от "трения молекул"." Нет, Березин не написал "трение молекул". Он написал иное: соударение молекул. Которое является как физической основой трения, так и физической основой теплопередачи через основной (для данных условий) ее механизм.
                Dmitriy Dorian
                30.05.2025
                -
                0
                +
                Александр, Вот ваша цитата: "механизм передачи тепловой энергии от сжатого воздуха -- в основном за счет наличия трения между молекулами". Вы сами написали про "трение между молекулами". Вы, вообще, как себе представляете трение молекул друг об друга, интересно? Чем именно они трутся? У молекул нет поверхности в том же смысле, что у теплоизоляционной плитки корпуса корабля. Чем же они трутся? Электронными облаками?
    Dmitriy, трение о воздух это просто и понятно, а вот эти все ваши слова про адиабатическое сжатие усложняют картину 😏 Но вы совершенно напрасно спорите с журналистом вы ведь знаете чем это обычно заканчивается 😁
    +
      ещё комментарии
      Dmitriy Dorian
      28.05.2025
      -
      1
      +
      Иван, ну я совершенно искренне хотел указать на эту ошибку, просто потому, что она весьма распространена среди пишущих на эти темы. Я ничего не писал про личность автора, не оценивал его, я указал на несоответствие фактам. Для некоторых людей признать ошибки — это нормально, все ошибаются. Некоторым очень тяжело и выкручиваться они будут до последнего. Хотя, на мой взгляд, для научного журналиста использование манипуляций с подменой понятий гораздо хуже для имиджа, чем признание ошибки.
Подтвердить?
Подтвердить?
Причина отклонения
Подтвердить?
Не получилось опубликовать!

Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.

Понятно
Жалоба отправлена

Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.

Спасибо
Аккаунт заблокирован!

Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.

Понятно
Что-то пошло не так!

Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.

Понятно
Лучшие материалы
Закрыть
Войти
Регистрируясь, вы соглашаетесь с правилами использования сайта и даете согласие на обработку персональных данных.
Ваша заявка получена

Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.

Понятно