Какие профессии востребованы сегодня?
22 июня
Михаил Орлов
6 611

Изменения климата сильно ударят по помидорам

5.3

Согласно прогнозам ученых, в ближайшее время глобальное потепление и снижение урожайности могут лишить человечество заметной части помидоров. Это особенно касается плодов, которые выращивают в открытом грунте и используют для переработки, приготовления консервов, кетчупа и других соусов.

Переработка помидоров
Переработка помидоров / © InsideOjodu via twitter

Глобальные изменения климата представляют опасность не только для природных экосистем, но и для сельского хозяйства, включая растениеводство. Как правило, ученые обращают внимание на самые важные для продовольственной безопасности злаки и картофель, ведь они обеспечивают нам большую часть калорий и белка. В то же время проблемы могут возникнуть с овощными культурами, без которых немыслимо здоровое питание, — в том числе с помидорами.

Речь идет прежде всего о плодах, выращиваемых для переработки и приготовления различных соусов и консервации. Как правило, это особые сорта, не поступающие в супермаркеты в свежем виде.

«Предназначенные для переработки томаты выращивают в открытом грунте, так что мы не можем контролировать условия их роста. Это делает их возделывание чувствительным к изменениям климата», — рассказал профессор Давид Каммарано (Davide Cammarano) из Орхусского университета (Дания), первый автор новой статьи в Nature Food. Над исследованием также работали его коллеги из Италии, различных университетов США и даже исследовательского института NASA.

Большая часть предназначенных для переработки томатов растут на юге умеренного пояса — их посадки сосредоточены вокруг 40 параллелей обоих полушарий. Расположенные там 11 центров возделывания поставляют на мировой рынок 85 процентов этих плодов. На три из них — США (главным образом Калифорнию), Италию и отдельные провинции Китая (Ганьсу, Внутренняя Монголия и Синьцзян) — приходится 65 процентов. Именно эти территории стали регионами исследования: по мнению авторов, там произойдут изменения, которые не благоприятствуют культивированию помидоров.

Ученые использовали пять различных моделей изменения климата и создали три возможных сценария развития событий. Согласно им, в ближайшие десятилетия в этих областях произойдет заметное повышение средней температуры и усилится недостаток воды. Особенно большие проблемы с засухой ожидают Италию.

В то же время в Калифорнии и Китае перспективы для выращивания томатов сохранятся. Более того, потепление способно даже несколько повысить урожайность. Однако для этого потребуется перенос американских и китайских помидоров на север. В этом случае перспективным местом выращивания овоща также оказывается Монголия, которая обычно не ассоциируется с овощеводством.

И все же авторы полагают, что смещение центров выращивания помидоров открытого грунта не сможет полностью компенсировать снижение урожая, а о возможной будущей нехватке овощей ученым и аграриям стоит задуматься уже сейчас.