22.06.2022
7 463

В Британии нашли орудия скорняков возрастом в 600 тысяч лет

4.3

В древнем русле реки обнаружили свидетельства жизни Homo heidelbergensis. Похоже, предок неандертальцев в местных условиях вполне процветал.

Homo heidelbergenis, изготавливающий кремневое рубило, в представлении художника / ©Gabriel Ugeto, University of Cambridge / Автор: Ольга Кузьмина

В гравийном карьере, расположенном в долине реки Стоур рядом с Фордвичем (графство Кент, Великобритания), археологи нашли кремневые артефакты, которые определили как скребки и инструменты для прокалывания. Исследованием каменных орудий занималась международная группа ученых, возглавляемая Аластером Кеем (Alastair Key) из Кембриджского университета. Результаты представлены в работе, опубликованной в журнале Royal Society Open Science.

Впервые это место привлекло внимание в 1920-х годах, когда рабочие нашли 330 каменных рубил в русле древней реки. Их отнесли к ашельской культуре, сейчас большинство находится в коллекции Британского музея.

Ашельские рубила, найденные в Британии сто лет назад / ©Alastair Key et al.

Новые находки датировали периодом между 560 и 620 тысячами лет назад (средний плейстоцен).

Датировку проводили с помощью метода инфракрасной радиофлуоресценции (IR-RF). Он позволяет определить момент времени, когда песчинки из интересующего ученых слоя в последний раз подвергались воздействию солнечного света.

Эти данные показывают, что Фордвич — одна из самых ранних палеолитических стоянок на северо-западе Европе, которая к тому же содержала единственную крупную коллекцию ашельских рубил.

Артефакты находились рядом с древним руслом реки, а значит, можно утверждать, что их создали до того, как река переместилась в другой район долины.

Кремневые инструменты, ставшие предметом исследования / ©Alastair Key et al.

Владельцами каменных инструментов вероятно были гейдельбергские люди, Homo heidelbergensis. В принципе, носителями ашельской традиции могли быть и Homo erectus, однако считается, что около полумиллиона лет назад в Европе ее представляли в основном гейдельбергцы.

Homo heidelbergensis произошел от африканского Homo erectus во время первой ранней экспансии гомининов из Африки, начавшейся примерно два миллиона лет назад. По данным палеоДНК, человек гейдельбергский — прямой предок неандертальцев. Иногда их даже называют «ранними неандертальцами», чтобы отличить от «поздних», классических.

Известно, что древние люди появились в Британии уже 840 или даже 950 тысяч лет назад. Именно так датированы отпечатки ног, найденные в Норфолке. Но эти ранние визиты могли быть мимолетными из-за климатических изменений: время от времени в ту эпоху резко холодало, ледники наступали, а человек, судя по прерывистости находок, отступал на юге.

Эти находки сделаны в слое, возраст которого 542 тысячи лет / ©Alastair Key et al.

Ученые полагают, что древние люди колонизировали Британию во время фазы потепления, между 560 тысячами и 620 тысячами лет назад. В тот период Британия была не островом, а полуостровом на северо-западе континента. И популяции с материка могли свободно мигрировать на новые охотничьи угодья.

Немецкий антрополог доктор Томос Проффитт (Tomos Proffitt), принимавший участие в изучении находок, считает, что охотники-собиратели, жившие в Британии сотни тысяч лет назад, процветали, а не просто выживали — об этом говорит разнообразие обнаруженных каменных инструментов.

По мнению археологов, многие из найденных инструментов — именно скребки для разделки туш оленей, лошадей и носорогов. По современным представлениям, скребки в каменном веке использовали и для выделки шкур животных. Потом из этих шкур делали одежду или жилище.

Отдельные инструменты явно не имеют режущую (скребущую) кромку и предназначены скорее для прокалывания — то есть для последующей обработки уже выделанных шкур. Исследователи предполагают, что древние люди, жившие на территории современного Кента, могли заниматься и другими видами деятельности.

Некоторые из вновь обнаруженных артефактов кажутся необычно маленькими, что редко встречается в нижнем палеолите Северной Европы. Но распространенность таких артефактов можно определить только в процессе дальнейших раскопок. Уже ясно, что это одна из самых древних, интересных и малоизученных раннеашельских стоянок на северо-западе Европы.

Сейчас запланированы новые раскопки, во время которых археологи надеются найти кости людей, использовавших и эти орудия, и обнаруженные ранее рубила.

Археологи из Кембриджского университета отказались сообщить прессе точное место раскопок, опасаясь, что оно может стать мишенью для воров и археологов-любителей.