Как ИИ изменит нашу жизнь — в специальном проекте Naked Science!
Перейти
8 ноября

В земной атмосфере заметили редкие полярные сияния розового цвета

4.4

Группа туристов, путешествующих по северу Норвегии, зафиксировала в небе розовые полярные сияния. Их цвет говорит о том, что потоки заряженных частиц проникли необычно глубоко в земную атмосферу.

©Markus Varik

Редкие полярные сияния можно было наблюдать в четверг 3 ноября 2022 года. Их снимки получила группа туристов во главе с гидом Маркусом Вариком (Markus Varik) из норвежской компании Greenlander. «Это были самые яркие розовые сияния, какие я только видел более чем за десять лет работы», — рассказал Варик. И действительно, такие явления встречаются нечасто.

Полярные сияния возникают из-за попадания в атмосферу заряженных частиц, исходящих от Солнца. Как правило, магнитное поле Земли отклоняет эти потоки, и лишь в приполярных районах, где его силовые линии сходятся к полюсам, частицы могут проникать в верхние слои атмосферы. Сталкиваясь с атомами разреженного воздуха, они заставляют те излучать свет разной длины волны. Поток останавливается на высотах от 100 до 300 километров, где присутствует сравнительно много кислорода, который придает сиянию яркий зеленый оттенок.

©Markus Varik

Однако полярные сияния, замеченные Маркусом Вариком и его спутниками, были розовыми. Такой цвет соответствует излучению возбужденных атомов азота: значит, на этот раз солнечный ветер проник в атмосферу ниже 100-километровой отметки, в области, где доминирует этот инертный газ. В Норвегии сияния держались около шести часов, а более короткое время были видимы и южнее, вплоть до Швеции.

Произошедшее связывают с турбулентными процессами в земной магнитосфере, которые привели к ее временному ослаблению 3 ноября. Геомагнитная буря была не слишком мощна, ее оценили на уровне G1 по пятибалльному G-индексу американского Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). Однако она создала брешь в магнитном поле планеты, сквозь которую частицы солнечного ветра смогли проникнуть в атмосферу на довольно большую глубину.