Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Новый отчет Росгидромета: глобальное потепление продолжает делать Россию мокрее
Доклад Росгидромета о климатической ситуации в России в 2023 году на словах говорит об опасности «рисков засухи» в результате глобального потепления. Однако цифры, которые он предоставляет, говорят об обратном процессе, продолжающем набирать обороты. Несмотря на это, авторы отчета никак не призывают готовиться к серьезному росту осадков, который констатировали уже сейчас и ожидается более серьезным в будущем.
Вышел официальный Доклад об особенностях климата на территории Российской Федерации за 2023 год — ежегодная публикация Росгидромета, госорганизации, занимающейся мониторингом погодных условий в нашей стране.
В вводной части утверждается: «Повышение температуры [из-за глобального потепления] приведет к дефициту водных ресурсов особенно в областях, где эти ресурсы исходно ограничены. Рост числа и интенсивности волн жары значительно увеличит риск засухи. Крупномасштабные летние волны жары можно считать наиболее значительной климатически обусловленной угрозой экономике России. В качестве яркой иллюстрации возможных потерь от таких явлений можно привести введенный после засухи 2010 года мораторий на экспорт зерна из Российской Федерации. <…> В Третьем оценочном докладе Росгидромета об изменениях климата и их последствиях на территории Российской Федерации отмечено, что в последние годы основной причиной смертности от погодно-климатических экстремумов стали именно волны тепла».
После вводной части идут конкретные цифры как по климатической картине 2023 года, так и по многолетним трендам в российском климате. И они достаточно серьезно противоречат вводной части.
Например, в 2023-м средняя температура в России была на 0,99 градуса выше средней для 1991-2020 годов (так 2023-й стал третьим самым жарким годом в стране после 2020-го и 1936-го). Количество осадков при этом было на 6% выше нормы.
Авторы доклада отметили: многолетние тенденции совпадают с теми, что показал 2023 год. Так, средние температуры в России растут на +0,50 градуса в 10 лет, а количество осадков — на 1,9% Причем весной, в период, наиболее важный для сельского хозяйства, этот рост особенно силен — на 5,2% за каждые десять лет. Снижение осадков происходит только для отдельных регионов и только в летний период (то есть в то время, когда они уже умеренно влияют на урожайность).
В самом докладе отмечается (страница 53), что для основных зернопроизводящих регионов России климатически обусловленная урожайность в 2023 году была на десятки процентов выше нормы.
Ситуация по смертности от погодно-климатических экстремумов тоже не вполне однозначна: в холодные периоды в России смертность каждый год на несколько процентов выше, чем в теплые. Из этого ясно, что, как и во всем мире, ключевые причины смертности от погоды у нас — холод. На Земле в целом от него умирают несколько миллионов человек в год, в то время как от жары — только несколько сот тысяч человек ежегодно. И даже в таком месте, как Африка, число погибших от холода — 1,18 миллиона ежегодно, а от жары — лишь 25 тысяч в год.
Вероятная причина того, что авторы нового доклада, как и Росгидомет в целом, оценивают ситуацию противоположным образом в том, что у ведомства, как и российских госорганизаций, нет никаких официальных оценок числа людей, гибнущих от холода в России зимой. Это отличает нашу ситуацию от других стран вроде Великобритании, где подобные оценки есть (60,5 тысячи умирающих от холода ежегодно).
Как уже писал Naked Science, то, что глобальное потепление приведет к росту осадков в России, впервые предсказал еще Михаил Будыко — тот же ученый, что в 1971 году впервые заявил о неизбежности глобального потепления на Земле.
Будыко считал, что за счет этого процесса ныне сухие зоны России станут более увлажненными. В 1980-х группа ученых по его заданию попробовала рассчитать будущие колебания уровня Каспия, зависящего от количества осадков на российском юге. Они пришли к выводу, что в XXI веке, после периода некоторого отступления моря, оно вновь начнет подниматься, причем на метры. В такой ситуации густонаселенные южные регионы страны окажутся под угрозой серьезных затоплений.
Развитие транспортной инфраструктуры — один из ключевых факторов улучшения качества жизни горожан. Особенно остро стоит проблема сообщения между мегаполисами и близлежащими городами. Специалисты компании UST Inc. на примере городов — спутников белорусской столицы рассчитали, как применение надземных транспортно-инфраструктурных комплексов могло бы решить эту проблему.
Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.
У семи похожих друг на друга землеподобных экзопланет системы TRAPPIST-1 одна общая проблема — они обращаются вокруг красного карлика, а такие звезды известны своими экстремальными вспышками. Ученые задаются вопросом, насколько критична для этих миров радиация их солнца и есть ли у них шансы сохранять богатую водой атмосферу в таких условиях. По итогам недавних подсчетов планетологи сделали обнадеживающий вывод: даже слабая вулканическая активность может восполнять потери водяного пара над поверхностью.
Недавно вышел второй сезон сериала «Одни из нас» (TheLastofUs), созданного по сюжету популярнейшей видеоигры. Ученые Пермского Политеха решили разобраться, насколько реален сценарий грибной пандемии, превращающей людей зомби? Чем живет кордицепс и как он «ищет» своих жертв, действительно ли паразит способен эволюционировать настолько, чтобы поражать человеческий организм и подчинять себе его волю, был бы у людей шанс выжить, какие грибы уже поселились в наших телах и выручит ли нас иммунитет, сформированный тысячелетиями.
Развитие транспортной инфраструктуры — один из ключевых факторов улучшения качества жизни горожан. Особенно остро стоит проблема сообщения между мегаполисами и близлежащими городами. Специалисты компании UST Inc. на примере городов — спутников белорусской столицы рассчитали, как применение надземных транспортно-инфраструктурных комплексов могло бы решить эту проблему.
Город изменил образ жизни диких животных и вынудил их приспосабливаться. Американский исследователь, разъезжая на своей машине, заметил необычное охотничье поведение ястребов Купера — некоторые из них перелетают в город. Несколько часов наблюдений показали: хищник, по-видимому, научился мониторить автомобильный трафик и распознавать смену сигналов светофора, выбирая лучший момент для охоты на других городских птиц.
Да, с волосами и люком все так. У космонавта Суниты Уильямс волосы на МКС плавали свободно, а у Кэти Пэрри и прочих в полете 14 апреля 2025 года — нет. Но это не значит, что суборбитального космического полета первого чисто женского экипажа не было или что он был инсценировкой. Причем, в общем-то, чтобы понять это, даже не нужно обладать специальными знаниями.
Мощнейшее отключение электроэнергии за последние 20 лет истории Европы случилось уже неделю назад, а испанские власти пока так и не объявили о его причинах. Это логично: как мы покажем ниже, ответ на вопрос, кто виноват, получится очень неполиткорректным. И, более того, противоречащим линии правящей в Испании партии. Но мы живем за тысячи километров от нее, поэтому можем себе позволить аполитичный анализ случившегося. Так что же произошло на самом деле и каковы наши шансы увидеть подобное у себя дома?
Инженеры компании UST Inc. разработали передовой рельсовый беспилотник, способный передвигаться на скорости до 500 километров в час. Юнибус U5-75304 предназначен для перевозки пассажиров и может в перспективе заменить среднемагистральную авиацию. Давайте узнаем, как конструктивные особенности обеспечивают продолжительное движение на больших скоростях, комфорт и безопасность пассажирам.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
ПонятноИз-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
ПонятноНаши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
ПонятноМы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
ПонятноМы скоро прочитаем его и свяжемся с Вами по указанной почте. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Комментарии