26 мая
Мария Кривоченко

Ящерицы научились использовать воздушные карманы, чтобы дышать под водой

2.8

Ученые выяснили, что некоторые ящерицы могут проводить под водой до 16 минут. Для этого они используют воздушные карманы, которые крепятся коже, — в них содержится запас воздуха на некоторое время.

Ящерица дышит под водой с помощью пузыря / ©Линдси Свирк

Биологи из Бингемтона в США и Университета Торонто в Канаде обнаружили, что несколько видов анолисов — ящериц, которых держат в качестве домашних животных — могут дышать под водой. Они научились использовать воздушные пузырьки, прикрепленные к мордам. Подробности исследования опубликованы в журнале Current Biology.

Ученые сделали это открытие после наблюдений за ящерицами. Они заметили, что анолисы могут находиться под водой до 16 минут и выдыхают воздух в пузырь, который крепится к коже. А затем снова вдыхают воздух из него. Биологи назвали это «подводным дыханием» — в честь технологии подводного плавания.

Кроме того, оказалось, что у всех анолисов, дышащих под водой таким образом, гидрофобная кожа. То есть они могли отталкивать воду. Благодаря этому, полагают ученые, рептилии развили способность «нырять с аквалангом» и прятаться от хищников.

Наконец, ученые использовали кислородный датчик, который поместили внутрь пузыря. Они обнаружили, что концентрация кислорода снижалась во время погружения: следовательно, чешуйчатые использовали его для дыхания.

«Тот факт, что различные виды анолисов научились дышать под водой с помощью пузырьков воздуха, открывает множество других вопросов, — рассказала Линдси Свирк, автор работы. — Например, скорость потребления кислорода из пузыря падает, когда ящерица ныряет. Возможно, это объясняется снижением скорости метаболизма».

Теперь команда планирует новые исследования, чтобы выяснить больше подробностей о поведении и дыхании ящериц. Пока биологи предполагают, что воздушный пузырь действует как акваланг и обеспечивает животному дополнительный запас воздуха под водой. Пузырь также способен помочь избавиться от отработанного углекислого газа из выдыхаемого воздуха. Наконец, авторы предполагают, что пузырь действует как жабра и поглощает кислород из воды.