Уведомления
Авторизуйтесь или зарегистрируйтесь, чтобы оценивать материалы, создавать записи и писать комментарии.
Авторизуясь, вы соглашаетесь с правилами пользования сайтом и даете согласие на обработку персональных данных.
Источник: «Сухой» разрабатывает однодвигательный истребитель пятого поколения
Российские инженеры создают однодвигательный самолет-истребитель нового поколения. Ранее Воздушно-космические силы получили первый серийный Су-57.
Как сообщил источник в авиастроении, компания «Сухой» разрабатывает первый в России истребитель пятого поколения, оснащенный одним двигателем. При его создании хотят использовать технический задел, полученный при разработке Су-57. Машину могут оснастить двигателем «изделие-30». Как и все истребители пятого поколения, он будет малозаметным.
Источник отметил, что самолет должен иметь массу не более 18 тонн. Машина сможет развивать скорость свыше М=2, а показатель тяговооруженности составит как минимум единицу. Среди других особенностей — сверхманевренность и возможность укороченного взлета, которую сможет обеспечить отклоняемый вектор тяги двигателя.
Самолет снабдят одним подфюзеляжным многорежимным воздухозаборником: это планируют реализовать примерно так, как на других новых истребителях с одним двигателем. При создании опытно-экспериментального самолета могут применить двигатель АЛ-31ФН третьей и четвертой серий.
Как отмечает РИА Новости, однодвигательные самолеты-истребители широко распространены в мире. Самым известным можно назвать американский истребитель четвертого поколения F-16. Наиболее массовый на сегодня истребитель пятого поколения — F-35 — тоже имеет один двигатель. Одним двигателем оснащены знаменитый шведский JAS-39 GRIPEN и J-10, созданный в КНР.

Преимущества, которые дает такая компоновка, очевидны. Это более низкая цена и трудоемкость производства, а также упрощенная эксплуатация самолета. При этом наличие одного двигателя уже не столь критично для безопасности крылатой машины, как раньше: современные однодвигательные самолеты показывают низкий уровень аварийности.
Среди потенциальных недостатков схемы — меньшая (в сравнении с самолетами, оснащенными двумя двигателями) боевая нагрузка.
Примечательно, что ранее США решили в обозримой перспективе начать выводить из эксплуатации F-22, но в то же время не захотели отказываться от F-35 и F-16. Помимо этого, американские ВВС планируют оставить «ветерана» F-15 и его новую версию Eagle II. Последний станет своего рода летающей «оружейной платформой», способной нести десятки ракет, а также гиперзвуковое оружие. Первую такую машину ВВС США получили в 2021 году.
Сегодня проблема рационального использования ресурсов в логистике становится ключевой, а значит, в транспортных системах приходится переосмысливать саму логику перевозок. Исследование белорусских инженеров из компании UST Inc. показывает, что недостаточно простого перехода на электротягу или возобновляемые источники энергии — важно уменьшить энергозатраты транспорта на единицу выполненной работы, то есть повысить удельную энергоэффективность. Подобный подход реализуется в транспортно-инфраструктурных комплексах uST.
В Передовой инженерной школе КНИТУ-КАИ (ПИШ КАИ) действуют временные научные коллективы (ВНК), работающие над реальными инженерными задачами. Одним из наиболее ярких результатов стала работа ВНК-4, созданного для развития технологий в области легких авиационных систем. Проект реализуется под руководством Никиты Сёмина, который также возглавляет специальное образовательное пространство (СОП) ПИШ КАИ «Авиамоделирование».
Ученые попытались обобщить все имеющиеся данные о возможном существовании жизни за пределами Земли, от предполагаемых древних окаменелостей в метеоритах до всевозможных сообщений об «инопланетянах». В итоге отсеивание всего слишком сомнительного позволило собрать небольшой список действительно интересных фактов. В этом рейтинге лидируют метеориты Мерчисон и Оргей.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Долгое время ученые полагали, что сотни гигантских статуй на острове Пасхи создали представители местной общины под руководством одного вождя. Однако авторы нового исследования поставили эту гипотезу под сомнение. Детальная трехмерная карта главного каменного карьера острова указала на более сложную картину. Вероятно, монументы были плодом творчества и соперничества небольших независимых групп.
Позавчера, 27 ноября 2025 года, при запуске космонавтов к МКС на стартовую площадку № 31 упала кабина обслуживания стартового комплекса. Это означает, что новые пуски оттуда до починки невозможны. К сожалению, в 2010-х годах, в рамках «оптимизации» расходов, резервную площадку (с которой летал Юрий Гагарин) упразднили. Поэтому случилось беспрецедентное: в XXI веке страна с пилотируемой космической программой осталась без средств запуска людей на орбиту. Пока ремонт не закончится, проблема сохранится. Чем это может грозить?
Японские биологи повторили античную технологию производства вина из изюма, чтобы выяснить механизм его брожения. Исследователи показали, что сушеный виноград, в отличие от свежего, накапливает на поверхности дикие дрожжи и способен превращать воду в алкоголь без внесения дополнительных заквасок.
Человеческие языки разнообразны, но это разнообразие ограничивается повторяющимися закономерностями. Пытаясь описать правила, которым подчиняются различия в грамматике, лингвисты сформулировали ряд так называемых грамматических универсалий — утверждений, предположительно верных для всех или большинства языков мира. Международная команда ученых провела статистический анализ на материале 2430 языков и обнаружила, что соответствующими действительности можно считать около трети таких утверждений.
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно
Мы скоро изучим заявку и свяжемся с Вами по указанной почте в случае положительного исхода. Спасибо за интерес к проекту.
Понятно
Последние комментарии